Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Бессрочный стикер

Супермаркеты для многих давно стали неотъемлемой частью жизни. Ведь к хорошему привыкаешь быстро: внутри магазина чисто, тепло и сухо в любое время года. При этом можно хорошо рассмотреть товар, изучить этикетку, сравнить и т.д. Никто тебя не торопит, а имеющийся ассортимент продукции удовлетворит почти любого покупателя, что исключает необходимость идти еще и в другое торговое заведение.

Совершая покупки, каждый из нас придерживается некоторых правил, традиций или условностей. Например, мы идем к проверенному продавцу на рынке, а молочную продукцию в супермаркете берем не ту, что лежит с краю, – там обычно выкладывают с заканчивающимся сроком годности. Лично я всегда смотрю дату производства и конечный срок реализации. Но… Как-то в одном из магазинов всеукраинской торговой сети в Горловке довелось купить вяленую рыбу. На первый взгляд с нею было все в порядке: на вид свежая, завернута в пленку, наклеен ценник, указана дата упаковки – неделю назад. А уже дома, за обеденным столом, выяснилось, что у рыбы присутствует посторонний запах и она покрыта слизью. Употреблять подобный продукт довольно-таки опасно для здоровья, поэтому на следующий день пришлось снова ехать в магазин, уже с претензией.

Надо отдать должное персоналу супермаркета – в течение 15 минут мне вернули деньги. Но дело не только в них, остался открытым вопрос: почему на ценнике была указана лишь дата упаковки и отсутствовала информация об установленном сроке хранения или конечном сроке реализации? Оказалось, что в этом магазине подобные «недочеты» присутствуют и на молочной продукции, кондитерских изделиях, овощах и т.д. В общем, на всем, что фасуется непосредственно в магазине.

Разговор с заведующей торговым залом оказался безрезультатным. В течение часа мне доказывали свою правоту, а основным аргументом оказалось отсутствие технической возможности для нанесения подобной маркировки. Хотя согласно кабминовскому постановлению № 833 от 15.06.2006 г., которое определяет порядок ведения торговой деятельности, запрещается продажа товаров, на которых не указан срок годности или указан с нарушением требования нормативных документов.

Конечно, можно было бы сделать вид, что ничего из ряда вон выходящего не произошло. Ведь никто ж не отравился и в больницу не попал, тем более не первый день так работают. Или успокоить себя тем, что в других магазинах, вероятно, также есть подобные нарушения, а в сравнении с рыночной торговлей в супермаркетах вообще образцовый подход. Тем не менее я обратился с заявлением в общество защиты прав потребителей и попросил их при проведении проверки привлечь меня, чтобы воочию увидеть процесс. Да и любопытно было мне сравнить процесс проверки с рейдом по борьбе с нелегальной торговлей, в котором не так давно довелось участвовать («Необузданная стихийная торговля», 11 октября). Эту просьбу не оставили без внимания, и уже через пару дней я и инспектор отдела защиты прав потребителей посетили магазин.

Перед тем как начать проверку, необходимо соблюсти ряд процедур. Если не придерживаться установленного порядка, то результаты проверки можно будет довольно-таки легко опротестовать, да и должностное лицо впоследствии могут дисциплинарно наказать. Только после того как инспектор показал свое служебное удостоверение, нас пригласили пройти в служебное помещение. Здесь администратора ознакомили с направлением на проверку, зачитали мое заявление и зарегистрировали проверяющего в специальном журнале. Все процедуры заняли более получаса, после чего идем в торговый зал.

Честно говоря, эти минуты растянулись в бесконечность, и мне казалось, что за это время можно было навести идеальный порядок на полках. Но мои ожидания оправдались лишь отчасти – как бы ранее не доказывали свою правоту сотрудники магазина, но «злополучную» рыбу и творожную массу с продажи убрали. Как выяснилось впоследствии, причиной стала моя запись в книге жалоб, в которой я описал ситуацию и попросил администрацию принять меры. Кроме того, в ходе беседы выяснилось, что срок реализации вяленой рыбы составляет 30 суток, но если завернуть ее в пленку, то он сокращается до 24 часов! Мне же, напомню, продали запакованную неделю назад.

Первое нарушение инспектор обнаружил на молочном отделе – отсутствовала дата изготовления на колбасном сыре. Далее оказались «бессрочными» масса овощей, фруктов и грибов. Притом на последние инспектор попросил показать качественные сертификаты, но предоставленные документы указали на то, что их срок реализации истек несколько дней назад. Тележка постепенно пополнялась продукцией, которую необходимо снять с реализации.

В целом по результатам проверки были выявлены следующие нарушения: отсутствие на стикерах информации о сроке годности и даты производства, реализация просроченного товара, нарушение инструкции о книге отзывов и предложений. Был составлен протокол об админнарушении по ст. 155 КоАП (штраф от 17 до 170 грн.) на заведующую торговым залом и менеджера по поставкам. Кроме того, администрация супермаркета сообщила, что за бесконтрольность был вынесен выговор и депремированы продавец-консультант, менеджер по поставкам, а в коллективе проведено собрание по вопросу соблюдения правил торговли и повышения культуры обслуживания потребителей.

Если сравнить с рейдом двухмесячной давности, в котором довелось участвовать, то итоги этой проверки оказались отнюдь не «для галочки». Да и на сотрудников супермаркета, судя по результатам, удалось повлиять – ведь уже через несколько дней на каждом ценнике-стикере появился конечный срок реализации продукции. Появилась техническая возможность? Жаль, конечно, что решить этот вопрос не удалось на стадии словесной претензии покупателя и пришлось идти на столь радикальные меры. Тем не менее, возможно, теперь будут чаще прислушиваться к мнению рядового потребителя, ведь порой взгляд на проблему со стороны не помешает.