Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Будущему – физкульт-привет!

Министерство образования и науки, молодежи и спорта планирует отменить оценки по физкультуре в общеобразовательных школах, а нагрузку на школьников сократить до минимума.

Прошли те времена, когда занятия физкультурой и спортом широко пропагандировались, а девиз многих поколений «Быстрее, выше, сильнее» просто остался в забытьи. Еще в 2008 году, после первых смертей на уроках физкультуры, были отменены кроссы «без предшествующего медицинского обследования». То есть – вообще отменили: какое может быть медобследование, если далеко не во всех школах есть медсестра? Никто не задумывался: а если бы несчастья случились на уроках математики – их тоже отменить? Большинство детей и так, сами по себе, имеют проблемы со здоровьем, безотносительно к физкультуре. И не мудрено: по статистике, больше 50% городских школьников практикуют физическую активность полчаса-час в день (включая пешую ходьбу по городу), а на телепередачи, компьютер при этом тратят в 2-4 раза больше.

Трудно сказать, умирали ли школьники на уроках физкультуры в советские времена, когда высокие нормативы выполняли практически все – данные сейчас мы вряд ли где возьмем. Но то, что дети были здоровее, а значит – сильнее, никто отрицать не станет. Высокая физическая активность во время подвижных игр во дворе, занятия в спортсекциях: в школьном журнале даже отдельная страничка была выделена, куда записывались данные по каждому ребенку. Может, не с запретов кроссов нужно было начинать решение проблемы, а с того, что вокруг нас давно уже формируется среда, агрессивная к природе и человеку? Неполноценное питание малышей, сокращение зеленых зон, доступные пиво и сигареты. И ослабленные плохой экологией, вредными продуктами дети с таким «багажом» приходят в школу… Вопрос: до каких же пор будут снижаться нормативы по физкультуре – пока пару кругов по спортзалу можно будет пройти без одышки?

Вот что думают по этому поводу специалисты:

Т.Н. Позднякова, городской педиатр: – Разработка нормативов физической нагрузки на уроках должна основываться прежде всего на показателях здоровья детей и возможностях организма их выполнить. Поэтому с уменьшением нагрузки я согласна. Ведь нормативы остались прежние, а дети стали намного слабее. Отмена оценок уберет психологический дискомфорт: кто усиленно занимается спортом, тот сильнее, это всем и так ясно.

А.В. Пуха, методист по физической культуре департамента образования, молодежи и спорта: – Дети и так ведут малоподвижный образ жизни, они изначально слабы и больны. Отмена оценок будет большой ошибкой. Тот пассивный контингент, который занимался физкультурой ради отметки, теперь даже того минимума физнагрузки не получит, и мы сделаем еще хуже, вырастим поколение хилых «тепличных растений».

А.А.Сергиенко, тренер по самбо ДЮСШ № 3: – Что сейчас рекламируют СМИ? Жизнь «звезд», которые не напрягаясь зарабатывают большие деньги. Пьют пиво, курят, тусуются в клубах – так молодое поколение получает образец для подражания. Власть имущие забыли, что сильное поколение – сильная страна. В 90-х мы по инерции еще чего-то достигали на олимпиадах, сейчас же просто стыдно бывает за наши выступления на некоторых соревнованиях. А все почему? Потому что массовый спорт погиб, остались крупицы. При вузах, любых предприятиях были раньше спортивные базы, команды, не говоря уж о специализированных заведениях. Народ в массе своей был спортивным, крепким – об этом нужно думать, а не об уменьшении физических нагрузок школьникам.

А что думают о планируемых нововведениях рядовые жители Горловки?

Сергей ЗЕНЧЕВ, студент химфака Луганского педуниверситета: Как известно, человек должен развиваться всесторонне, как умственно, так и физически. На деле видим, что школьная программа перегружена информацией. Количество предметов увеличилось. Школьники еле портфели таскают, уроки до ночи делают. Им просто необходимы физические нагрузки, чтобы организм поддерживать. Сами депутаты с министрами не вылезают из бассейнов, тренажерных залов: знают, что это укрепляет здоровье. А на школьников – плевать?

ЮЛИЯ, менеджер: Кто не хочет ходить на уроки физкультуры, тот и так справку об освобождении достанет. Все решаемо, везде можно договориться. Но без оценок не будет стимула заниматься другим детям. Отметки нет – мама не похвалит, папа не порадуется, на общей картине успеваемости это не отразится. То есть мои достижения никому не интересны. Ради чего стараться? Физкультура как предмет исчезнет за ненадобностью. А через время опомнимся, начнем по новой внедрять, преодолевая трудности.

Яков Дмитриевич МИРОШНИЧЕНКО, пенсионер: – Нагрузки должны быть достаточными, чтобы молодежь крепла. Я вот на машзаводе 50 лет сварщиком отработал, чувствую себя неплохо. А хиляки – ни в строй, ни в бой, на работе баллон поднять не смогут. И без оценок ни на каком уроке нельзя, никто тогда стараться не будет. А как физрук с целой толпой справится, если его предмет «веса» не имеет? Это на танцы – хочешь ходи, не хочешь – не ходи, кружок по интересам. Урок – всегда задание и отметка за его выполнение.

Евгений СТАНОВСКИЙ, 11-А класс ОШ № 10: Я к этим планам отношусь негативно. Не все занимаются спортом, уроки физкультуры заставляют хоть немного мышцы в тонус привести. А так этот предмет начнут просто игнорировать: оценок не ставят – зачем напрягаться? А три раза подтянуться в десятом классе, как планируют для парней, вообще позор. Сейчас это третьеклашки делают. Здоровые парни будут по силе, как десятилетние дети? Проблема не в уроках физкультуры, причину надо глубже искать.