Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Букварь в сторону! Займитесь играми

«Скоро в школу» – от этой мысли у многих родителей все внутри сжимается, тем более если ребенок идет в школу в первый раз.

Часть малышей детский сад не посещает, но и не все «детсадовские» умеют читать. Тем не менее хочется, чтобы «наш был не как все», и родители лихорадочно ищут группы, курсы, студии, где им обещают научить ребенка читать, писать и считать. И они успокаиваются. Но вскоре огорчает уже сам ребенок: начинаются слезы, упрямство, нежелание ходить на подготовку – малыш заявляет, что боится идти в школу.

Прежде всего расспросите малыша о его страхах. Обычно дети боятся, что им попадется грозная учительница, что в школе их будут ругать, а дома – наказывать родители. Эти страхи чаще всего передают им старшие дети-школьники, делясь с младшими своими «проблемами». Или родители, бабушки-дедушки в присутствии ребенка попричитали: он ранимый, а учителя все такие нервные, издерганные; вдруг посадят за одной партой с каким-нибудь оторвой – он будет нашего обижать…

Как всегда, важна «золотая середина»: не следует перегибать палку, но не стоит и рисовать радужные картины. Достаточно рассказать, что настоящий школьник внимательно слушает учителя, старательно готовит уроки, поднимает руку, отвечает и получает отметки, дружит с одноклассниками – и тогда у него все в порядке. Поделитесь, как волновались и радовались сами, когда шли в первый класс. Вспомните радостные минуты своего школьного детства, свои огорчения, первые хорошие оценки, школьные праздники. Дайте понять ребенку, что, если будет трудно, – обязательно поможете, поймете его, и вместе вы справитесь с любыми трудностями.

Ну а что же на самом деле главное в подготовке к школе, говорит методист-психолог учебно-методического центра г. Горловка С.Н.ИСТРАТОВА:

– Отнюдь не умение читать-писать. Главное – психофизиологическая готовность, то есть – дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий. Об этом можно судить по следующим факторам.

Есть ли у него желание учиться? Сочините небольшую сказку, где персонажи по-своему объясняют свое желание учиться: «Я хочу быть большим, взрослым, умным…», «Меня мама заставляет», «Мне нравится узнавать новое», «Там весело». Затем узнайте мнение своего малыша по этому поводу. Если учебно-познавательного мотива нет, значит, учебой загружать его еще рано.

Может ли он подчиняться требованиям учителя, контролировать свои действия? Поиграйте с ребенком в игру «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не называть». Задайте около десяти простых вопросов типа: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета уголь?». Если ребенок успешно справился с заданием, – уровень самоконтроля у него достаточно высок.

Также малыш должен уметь пересказывать небольшую сказку, описывать нарисованное на картинке, устанавливать причинно-следственные связи («Если выйти на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…»), перерисовать геометрические фигуры, вырезать картинку – это покажет, хорошо ли развиты у него мелкие мышцы руки.

Если описанных навыков у ребенка еще нет, то отложите букварь и займитесь развивающими играми. Когда же ребенок будет готов учиться, то умение писать и читать появится в его «багаже» достаточно быстро и без особых проблем.