Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Иванов, с портфелем – к директору!

Когда-то это была самая страшная фраза, и услышать ее боялся «и стар и млад» – от первого по десятый класс.

«Школа без дисциплины, что мельница без воды», – говорил один из патриархов педагогики Ян Коменский. А дисциплину поддерживали зачастую наказаниями. В 18-19 веках приемлемы были порка розгами или битье линейкой. В 20-м применяли уже широкий спектр моральных наказаний: выговор классного руководителя, директора или педсовета, задержка в школе после уроков. Это помимо записей в дневнике, на которые родители обязаны были реагировать. Иначе их вызывали в школу, а в худшем варианте – писали по месту работы: «Гражданин такой-то игнорирует свои родительские обязанности…». Тогда подключалось начальство пап-мам, профсоюз и все такое. Но это были совсем крайние случаи, до такой шумихи старались не доводить. И в первую очередь – сами дети.

А как сейчас? В разговорах учителя часто сетуют: не имеют практически никаких рычагов воздействия на детей. Ученика, который не хочет учиться, при этом еще и мешает другим, нельзя ни выставить из класса, ни сделать отрезвляющее замечание – могут при всех педагога унизить, оскорбить. Молодая учительница рассказала: «Когда пришла преподавать, завуч «провела инструктаж»: «Того мальчика, что на задней парте, не трогайте. Его папа нам окна оплатил, через полгода сунет его в столичный вуз, не хочет лишних хлопот. Хотя мальчик сложный. И этот, со второй парты, – фрукт еще тот. Играет в игры на мобильнике или каких-то человечков рисует. Вы его не трогайте, так лучше и для вас, и для учебного процесса». А пожилая дама пожаловалась, что, пока пишет на доске, на задних партах школьники играют на тех же мобильниках и матерятся, а ей приходится делать вид, что ничего не слышит, – чтобы в случае конфликта не потерять остатки педагогического авторитета в глазах других детей.

Безнаказанность развращает подростков, превращая шалуна в циника, а циника нередко – в преступника. И страдают от этого и взрослые, и дети. Сегодняшние школьные драки проходят при толпе учеников, снимаются на мобильные телефоны, что мы могли видеть в теленовостях. И что потом? Если всплывет этот факт, – только родители избитого ребенка еще могут «поднять волну», а педагоги – бессильны. Многим из них знакома фраза: «А что вы мне сделаете?». Она подразумевает беспомощность учителей перед учениками и приводит к тому, что школу покидают те, кто не хочет поступаться чувством собственного достоинства.

Проблема эта глобальна. Я думаю, что ее необходимо поднимать на высших уровнях. Но хотя бы здесь и сейчас – что можно сделать? Может, стоит перерегистрировать школьные уставы, внеся в них различные формы взысканий: за порчу имущества, курение, распитие алкогольных напитков, сквернословие. А еще, пожалуй, в штат стоит ввести охрану – чтобы была возможность вмешаться в драку, осадить хулигана, вывести нарушителя с урока.

Противоположность наказания – безнаказанность. Может статься, что, начавшись со школы, она, словно раковая опухоль, в конечном итоге поразит все общество.