Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Какое сознание, такая и реальность

Время от времени (но, к сожалению, с удручающей регулярностью) представители нашей «элиты» дают повод обывателям к возмущению творимыми VIP-персонами безобразиями или своим хамством и наглостью. Некоторые из таких неблаговидных поступков или слов становятся достоянием общественности. Но даже в таких случаях «герои дня», как правило, чхать хотели на общественное мнение. С них – как с гуся вода.

Одним из подобных «засветов» стало недавнее заявление главы одной из облгосадминистраций, который намеревался приобрести за бюджетные деньги дорогущую машину, но это стало достоянием гласности, и номер, как говорится, не прошел. Тогда чиновник заявил, что все равно не станет ездить на электричке, потому что это «нiкчемно». Кстати, мэр Лондона Борис Джонсон разъезжает по городу на велосипеде, да и некоторые другие его европейские коллеги не чураются этого демократичного вида транспорта – и пробок на дорогах поменьше, да и популярности в народе побольше.

Говорят, в Средневековье короли (настоящие), чтобы лучше узнать жизнь своего народа – не со слов придворной камарильи, а лично, – иногда «выходили в народ» инкогнито. Переодевшись в простолюдина, бродили по улицам города, посещали рынки и питейные заведения. И лично могли увидеть, как и за счет чего живут их подданные, что они думают и говорят о своей жизни и какое имеют мнение о них, королях. Согласитесь, в этом что-то было. И такая информация из первых рук позволяла «демократичным» правителям не сильно отрываться от своего народа, не понаслышке знать о его нуждах и чаяниях.

Но это так, к слову. Я вот на минутку представил себе такую ситуацию: городской голова Евгений Клеп, оставив в гараже свой джип «Лексус» (который у него был еще до избрания на должность), сел на велосипед и стал объезжать на нем улицы города. Или, например, воспользовался услугами маршрутки, трамвая или троллейбуса. Почему бы и нет? Думаю, что такие поездки вполне возможны, и они дали бы руководителю города немало пищи для размышлений и для дальнейшей работы на благо его жителей. Но я не столько об этом, сколько о реакции на такие действия. Уверен, сразу же нашлись бы те, кто с пеной у рта стал бы кричать о популизме и «самопиаре» мэра Горловки. Стали бы говорить, что рабочее время, потраченное на езду на велосипеде или в трамвае, руководителю лучше было бы провести в своем кабинете, используя его для решения насущных проблем города. И т.д. и т.п. И это не мои предположения – подобные прецеденты, по поводу других инициатив и действий мэра, уже были.

Что же получается в итоге? И так, и сяк, как ни крути, выходит – все плохо? «Не выходишь в народ» – значит, оторвался от него; «выходишь» – занимаешься популизмом и саморекламой. Конечно, доля правды в этом есть, но – только доля. Остальное чаще всего – наши домыслы и опасения, связанные с возросшей в последние времена подозрительностью. Она, правда, тоже возникла не на пустом месте, а от того, что многие «слуги народа» нас постоянно обманывали. Вот и стал создаваться в общественном мнении негатив по отношению к руководителям любого ранга, независимо от того, как и на кого (на себя или на общественное благо) он работает.

Могу привести еще такой пример. Как-то, будучи в Карпатах, разговорился с директором местной школы. Кроме прочего, он рассказал о таком случае. Позвонили ему из Одесской области коллеги: мол, в нашей школе уже несколько лет существует туристический кружок, и дети на зимних и летних каникулах выезжают в разные уголки страны. Нет ли возможности устроить детей на несколько дней бесплатно? Директор предложил им школьный спортзал – спортивных матов, на которых можно переспать пару ночей, в школе было достаточно. Одесситы с радостью согласились. Приехали, вволю покатались на санках и лыжах по горным склонам. Когда уезжали, благодарили директора за гостеприимство и приглашали группу его школьников летом к себе – на море. А по поселку пополз слушок: мол, сколько же директор школы положил себе в карман за предоставленный одесситам ночлег? Хотя ни копейки, разумеется, он с гостей не взял, а, наоборот, потратился на них из собственного кармана, блюдя традиции местного гостеприимства.

Вот так порой получается и у нас: любое доброе начинание или поступок кого-либо расцениваются как попытка что-либо поиметь им лично для себя. Но ведь это не всегда так! Психологи утверждают, что стремление делать добро заложено в человеке изначально. Оно необходимо для позитивной самооценки личности, вот только по разным причинам не всегда и не у всех проявляется в делах и словах. Более того, у части людей в процессе их личной жизненной «эволюции» вырабатывается этакая «быдлячья психология», когда они выдвигают, например, такой «аргумент»: «Берешь ты взятки или не берешь, все равно будут думать и говорить, что берешь. Так лучше тогда брать». И невдомек подобным «философам» с извращенным сознанием, что, по данным социологии, 2% людей взятки брать будут при любых, даже самых неблагоприятных условиях (вспомните Китай), в то же время 2% не будут этого делать никогда, даже при гарантии безнаказанности – по моральным соображениям. При этом первые считают вторых дураками, а вторые первых просто презирают, считая их отбросами общества. И у каждого из них «своя правда».

Но «погоду» в обществе все-таки определяет оставшееся большинство населения, его сознание и его моральные принципы. Когда это общественное сознание извращается, то и действительность становится «гнилой», а если нет – здоровой. И если мы хотим развиваться, а не загнивать, необходимо стараться замечать не только соринку в чужом глазу, но и бревно в своем. Не секрет, что большинство судит по себе, может, поэтому и призывал Антон Чехов выдавливать по капле из себя раба. И когда внутренний мир извращен, то каким будет мир внешний? Ведь это мы сами его создаем и творим – не только своими делами и руками, но и словами, и мыслями. А мысль, по утверждению многих ученых, философов и религий, – материальна. Поэтому, вопреки льющемуся со всех сторон негативу, надо стараться вырабатывать в себе позитивное отношение к миру и веру в торжество добра. Очистите себя изнутри, и мир извне тоже немного очистится. В противном случае можем сами захлебнуться в творимой при нашем бездействии или содействии тошнотворной реальности.