Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Коммунальное ноу-хау

Как снизить тарифы на обслуживание многоэтажек жэком и при этом заставить жителей платить больше за оказанные услуги? Оказывается, просто, о чем читайте ниже. При этом речь идет не об оказании каких-то дополнительных услуг или улучшении работы коммунальников, а всего лишь о процессе очередной реорганизации одного из предприятий.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

За последние годы несколько раз менялась организация, обслуживающая дома по улицам Гречнева, Магистральная и Малыныча, что в жилмассиве Солнечный. В прошлом году власть Горловки разорвала договор с ЧП «Вента», которое, по ее мнению, не справилось с возложенными на него функциями. Для обслуживания семнадцати девятиэтажек было создано КП «Солнечный». Согласно законодательству, вновь созданному предприятию необходимо было утвердить тарифы на обслуживание жилого фонда. Одним из условий установили недопущение их роста, что вроде и было учтено при расчетах.

Кроме того, коммунальникам пришлось проводить общественные слушания с жильцами каждого дома и «разжевывать» им, из чего будет состоять тариф. Мне удалось побывать на одном из таких собраний. Как оказалось, собравшихся людей больше волновали повседневные вопросы (вода в подвале, не- убранные площадки, невывезенный мусор и т.д.), чем структура нового тарифа. А экономист жэка с вдохновением рассказывала жильцам, что удалось снизить стоимость обслуживания квадратного метра площади на 10 копеек – за счет оптимизации. Большой радости это ни у кого не вызвало, но и не расстроило – не увеличили ведь квартплату, и на том спасибо. При окончательном утверждении тарифов горисполкомом в январе тогдашний начальник УЖКХ Г.В. Худякова подтвердила, что тарифы «удалось кое-где даже снизить». Вроде как все остались довольны, но…

СЛОВА СЛОВАМИ, А НА ДЕЛЕ…

Эйфория у большинства жителей упомянутых домов прошла с приходом весны, после того как они увидели в квитанции новую сумму. Для тех, у кого в подъезде работает лифт, цифра немного изменилась в меньшую сторону, а вот для остальных она почему-то выросла. То есть фактически произошло подорожание для двух третей квартир этого района, потому что из 89-ти подъездов только в 42-х можно воспользоваться лифтом. В отдельных домах увеличение привело к парадоксальным ситуациям. Например, за двухкомнатную квартиру в подъезде с неработающим лифтом по ул. Гречнева стали начислять больше, чем обходится трехкомнатная в соседнем доме по ул. Магистральная. Так же таинственным образом из перечня услуг исчез ряд пунктов – ремонт столярных изделий, благоустройство придомовой территории, ремонт детских площадок, аварийно-диспетчерская служба, затраты на расчетные книжки, подготовка жилого фонда к эксплуатации в зимний период. Зато появилась уборка подвалов, технических этажей и крыши, а к текущему ремонту внутридомовых систем добавилось еще их обслуживание.

КАК ОПТИМИЗИРОВАЛИ ЛИФТЫ

После изучения структуры себестоимости услуг коммунальников стал известен резерв, благодаря которому им удалось «даже немного снизить» общий тариф. Стоимость обслуживания лифтов по некоторым домам была уменьшена в два раза, что в абсолютных величинах составило до 30 коп. с квадратного метра жилой площади. Такими же темпами отчего-то сократились затраты на электроэнергию для подъемного механизма. Но если экономию электричества еще можно объяснить, например, установкой счетчиков или отключением лифтов на ночь, то как быть с ценой на обслуживание?

По словам директора КП «Солнечный» Н.Н. Светловой, уменьшение было обусловлено расчетами, которые сделали на основании актов выполненных работ. Брались исключительно реальные данные о затратах, которые впоследствии и были включены в тариф. Получается, что утвержденные в 2008 году тарифы (еще при работе КП «СЕЗ Калининского района») изначально завысили, создав своеобразный «резерв»? За три года ни у кого не возникало желания пересчитать их в сторону уменьшения или хотя бы делать жильцам фактический перерасчет по этой услуге. Да и те деньги, что брались с жильцов, уходили иногда на другие потребности. Например, частное предприятие «Донгорлифт», с которым был заключен договор на обслуживание подъемных механизмов, за восемь месяцев обслуживания и ремонта сорока лифтов получило … 6,5 тыс. грн. Оставшуюся сумму в размере 137 тыс. грн. теперь приходится взыскивать через суд.

– С таким безобразием нам ранее не приходилось сталкиваться, – рассказала директор ЧП «Донгорлифт» Н.Ф. Щербакова. – Доходило до того, что жильцам самим приходилось сверх квартплаты сбрасываться на ремонт лифтов в своих подъездах, а руководство коммунального предприятия разводило руками, мол, денег нет. В начале весны с нами вообще расторгли договор, с какой-то размытой формулировкой причины.

Теперь обслуживание лифтового хозяйства легло на плечи другой организации, а ее руководство полно оптимизма в плане дальнейшего сотрудничества. Но время покажет, как будут оплачивать им услуги. Не придется ли опять жителям сбрасываться на ремонт лифтов, а коммунальники тем временем будут распределять средства по своему усмотрению.

ЦИФРЫ, ЦИФРЫ, ЦИФРЫ …

Рассуждать и строить догадки можно бесконечно долго, но наиболее точно дает представление о ситуации язык цифр. Например, в ответ на редакционный запрос УЖКХ предоставило информацию о начислениях квартплаты по КП «Солнечный» в период с ноября по март 2011 года. Если до повышения тарифа сумма с учетом перерасчета и субсидий значится от 176 тыс. грн. до 195 тыс. грн., то уже в марте, после заявленного снижения, она составила 216 (!) тыс. грн. Если из общего тарифа убрать стоимость обслуживания лифтов, электроэнергию для них и диспетчеризацию, то получается довольно-таки печальная картина. Стоимость услуг КП «Солнечный» выросла от 5 % до 20 %! Больше всего досталось жителям домов по ул. Гречнева, 10, где «тариф без лифта» был увеличен с 1, 09 грн. до 1,33 грн., и ул. Малыныча, 47 – с 0,97 грн. до 1,14 грн. Ведь за этими «копеечными подорожаниями» стоят тысячные суммы. Например, при площади этих домов 8,1 тыс. кв. м и 9,2 тыс. кв. м соответственно увеличение ежемесячного сбора в пользу коммунального предприятия составит 1,9 тыс. грн. и 1,5 тыс. грн. Больший рост (на 2,2 тыс. грн.) произошел только в 13-подъездном доме № 15 (площадь 25 тыс. кв. м) по ул. Магистральной. Если сложить все суммы по всем домам, то услуги жэка жителям этого района стали дороже на 14,5 тыс. грн. в месяц или 178 тыс. грн. в год. Вот такое «небольшое снижение» тарифа получается …

ЧТО В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ?

Коммунальники не изобрели велосипед. Подобные психологические методы с успехом используются на протяжении многих лет. Например, можно провести аналогию с продуктами питания, когда упаковка, название и цена остаются теми же, но меняется состав продукта (заменяется мясо в колбасе фаршем или соей). Или когда пачка стирального порошка незаметно «худеет» на 50 граммов (обычно это 10%) при неизменной стоимости.

Во властных кулуарах уже поговаривают о необходимости очередного повышения стоимости коммунальных услуг. Как это будет происходить – посмотрим. Для себя же я сделал вывод: чтобы подобные ситуации не повторялись, необходимо требовать от обслуживающих предприятий досконального разжевывания любых изменений. Необходимо десять раз спросить одно и то же, попросить доходчиво разъяснить непонятные моменты. И никогда не подписывать пустые или частично заполненные бланки.