Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Мужская работа

Ну что рядовой человек знает об инкассаторах? Да, есть такая служба, работники которой периодически приезжают в те или иные учреждения, магазины и т.д., чтобы забрать дневную выручку и отвезти денежную наличность в банк. А еще то, что работа эта опасная, ведь на «перевозчиков» денег иногда совершают вооруженные нападения. Вот, пожалуй, и все. Чтобы немного приоткрыть завесу над особенностями этой работы, корреспондент «Кочегарки» накануне профессионального праздника отправился в городской филиал «Ощадбанка» – в отдел перевозок валютных ценностей и инкассации денежных средств, который возглавляет С.Н.КОРОЛЬ.

– Сергей Николаевич, это правда, что из всех банков, существующих в Украине, только один «Ощадбанк» имеет свою собственную инкассаторскую службу?

– Не совсем так. У некоторых банков есть свои службы инкасcации, но они не имеют лицензии на нарезное оружие, поэтому пользуются услугами милиции (ОГСО, «Титан»), а другие банки и предприятия пользуются нашими услугами. Мы имеем для этого все необходимое, начиная от специально оборудованных автомобилей, нарезного и автоматического оружия и заканчивая средствами защиты (бронежилеты и т.п.). Что касается сопровождения ценных грузов, то вместе с нашей службой им занимается и ОГСО, но вот ответственность не только за количество охраняемых единиц, но еще и за суммы несет только наша служба.

– И сколько всего клиентов пользуются вашими услугами?

– Всего 160 объектов инкассации. В одной Горловке – 13 филиалов банков, не считая предприятий, но еще мы обслуживаем Краматорск, Артемовск, Константиновку, т.е. практически всю северную часть области. Наше подразделение – одно из наиболее крупных и стабильно занимает первые-вторые места в области по объему доходов от инкассации.

– Могу предположить, что вашим подчиненным приходится исколесить за день не одну сотню километров.

– Это точно – только по Горловке, и только между отделениями «Ощадбанка» протяженность маршрутов составляет более 230 километров: Гольмовский, Зайцево, Пантелеймоновка… И это ежедневно, в любую погоду, невзирая на жару, дождь или холод. Можете представить, как себя чувствует человек в бронежилете (а его снимать нельзя ни в коем случае) в эти жаркие дни, когда даже в тени термометр показывает 35-37 градусов. Но мы не жалуемся, ведь это – работа.

– Я как раз хотел спросить о тех качествах, которыми должен обладать человек, чтобы успешно работать в инкассации. Об одном из них уже догадался – крепкое здоровье. А еще?

– Поскольку наша работа очень ответственная, требующая предельной внимательности, то и соответствующие качества должны присутствовать. Инкассатор – это в одном лице и грузчик, и охранник, и бухгалтер. А потому ему необходимо иметь знание основ экономики, бухгалтерского учета, делопроизводства. Из психологических качеств еще – умение принимать быстрые и верные решения в неадекватных, экстремальных ситуациях, ведь на дороге (и не только) всякое может произойти. Непременным условием является умение работать в коллективе. У нас ведь и ответственность бригадная. Если один нарушил, то наказываются все. Поэтому ты должен не только доверять своему партнеру, но и в случае необходимости уметь потребовать с него, призвать его к порядку.

– А где обучают на инкассаторов, откуда черпаете кадры?

– Необходимым условием приема на работу является, как минимум, срочная служба в армии. Приветствуется также предыдущая работа в органах МВД, других силовых структурах, охотно берем бывших военнослужащих. Потому что, образно говоря, эти люди, если уж вытащили пистолет, то хорошо знают, что с ним делать дальше. Но и «гражданские» у нас тоже работают. А вообще-то обучение инкассатора – кропотливая, я бы сказал, работа. Новичка сразу на линию не выпустишь, ведь это оружие, деньги. Так что минимум полгода надо учить человека, чтобы как следует подготовить. Для этого есть специальные курсы на разных уровнях, в том числе и в Киеве. Можно сказать, что в определенной степени процесс обучения является непрерывным. Например, дважды в год личный состав участвует в учебно-тренировочных стрельбах. Периодически проводятся семинары и тренинги, где ведется обучение с учетом опыта (как положительного, так и негативного) работы коллег в других регионах, не говоря уже о ежедневном инструктаже.

– Все, о чем вы рассказали, это, как говорится, человеческий фактор. А как обстоят дела с материально-техническим обеспечением службы?

– О вооружении, средствах защиты и транспорте я уже упомянул. К этому могу добавить, что у нас в эксплуатации имеется броневик, и в этом году ждем пополнения парка еще двумя бронированными машинами. Также стараемся идти в ногу с прогрессом и не отставать от достижений современной науки и техники, используя компьютерные технологии. Всех секретов я вам раскрывать не стану, скажу только, что на компьютере у дежурного с помощью системы GPS-навигации видна каждая машина, находящаяся на маршруте, да и те, что в гараже – тоже. Так что работу экипажей контролируем не только по надежной радиосвязи, но и визуально. Кстати, был такой случай: раздается звонок из Киева, и мне говорят, что один из наших автомобилей находится почему-то аж под Мариуполем. А я как раз был в гараже и своими глазами вижу перед собой эту самую машину, которая якобы «в бегах» на юге области. Недоразумение вскоре выяснилось – во время установки системы навигации на автомобилях (а тогда мы только начинали это дело) просто случайно перепутали «маячки».

– А еще какие-нибудь казусы во время работы случались?

– Во время работы – нет, а вот как-то на стрельбах был случай с лисой. Когда все уже отстрелялись и стали укладывать оружие, в двух метрах от мишени появилась лиса. Она, оказывается, все время, наверное, дрожа от испуга, пряталась в овраге, на краю которого были установлены мишени. И как только все стихло, решила оттуда сбежать. Понятное дело, что у некоторых наших при виде рыжего зверя взыграл охотничий инстинкт. Увы – патронов ни у кого уже не оставалось, и лиса невредимой убежала в соседний лесок.

– Многим памятны несколько покушений на инкассаторов в Харькове, когда жертвами преступников стали ваши коллеги. А в Горловке подобное случалось?

– Нет, такого не было. Несчастье может произойти тогда, когда экипаж теряет бдительность и не выполняет инструкции, каждый пункт которых, что называется, написан кровью. Поэтому всегда надо быть в тонусе и ни на шаг не отступать от установленных требований и правил.

– Сегодня многие жалуются на рост цен и тарифов, за которыми не поспевает зарплата. А как с этим у вас?

– Нормально – на зарплату не жалуемся.

– А льготы есть?

– Льготы? Только одна – переходить дорогу на красный свет (улыбается). А если серьезно, то при нашей напряженной работе нередко на выручку приходит юмор. Шутки-прибаутки помогают снять напряжение. Но здесь главное – знать, когда и где можно шутить, во время работы мы все серьезны.

– Что бы вы пожелали своим подчиненным и коллегам по случаю профессионального праздника?

– Не только инкассаторов, но и всех ветеранов нашей службы хочу поздравить с наступающим праздником. А пожелать? Чтобы количество выездов соответствовало количеству заездов.

На снимках: вот такой симпатичный броневичок; С.Н.Король (слева) и его заместитель Р.В.Варава на своих рабочих местах; дежурный инкассатор Т.В.Федченко следит по компьютеру за движением экипажей.