Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Налетай, подешевело!

В середине декабря смотрела телепередачу, в которой «звезда» просвещала нас, малоопытных, в том, как правильно вести себя на… распродажах. Знаете, акции такие проводятся в фирменных «бутиках», во время которых можно разжиться дорогостоящей одеждой по бросовым ценам? Иногда показывают, как открываются двери, и вовнутрь вламывается толпа покупателей, которые метут с прилавков все подряд, без разбору и даже без примерки. Так вот, оказывается, существуют определенные правила для сумасшедших «шопоголиков», с помощью которых можно обмануть конкурента в лице другого покупателя, который вырывает у тебя из рук то, что ты уже успел схватить.

Насторожились? Уверена: 99 процентов читателей сейчас не против узнать, что это за правила? Тем более что опыт штурма торговых залов, в которых объявлены скидки, кое у кого уже имеется. Хоть и не в «бутиках», а в больших супермаркетах, но жителям Горловки уже довелось повоевать за приглянувшийся товар.

Одна из покупательниц, которой не удалось пробиться к прилавку во время предновогодней акции в магазине, позвонила в «Кочегарку» с жалобой на «нечестное» поведение супермаркета. Мол, напишите в газете, какое там было столпотворение, может, информация дойдет до руководства, и оно пересмотрит свое отношение к покупателям? Не хотелось ее разочаровывать, но дело в том, что не знать о происходящем руководство не может. Практически в любом торговом зале ведется видеонаблюдение. Сейчас возможности Интернета таковы, что, даже находясь на другом краю государства, легко увидеть все, что записывают видеокамеры, было бы желание. Не исключено, что, пока толпа покупателей рвет друг друга на кусочки в борьбе за дешевые продукты, директор вкупе с менеджерами сидит где-нибудь в Киеве и… наблюдает.

Лично мне все эти потасовки живо напоминают другие времена: начало 90-х, период тотального дефицита, когда на полках магазинов не было вообще ничего. Тогда, действительно, если в торговый зал универсама вывозили тележку с колбасой или сыром, протолкнуться к ней было нелегко. Но тогда это хотя бы было понятно и объяснимо дефицитом, реальным недостатком товаров первой необходимости. А сейчас? Что с людьми-то происходит, люди добрые?!

Такое впечатление, что время прошло, а наша психология практически не изменилась. И вроде все сейчас другое: изменилось наше материальное положение, в государстве изменился общественный строй, изменилось даже название денежной единицы, с которой мы теперь штурмуем торговые прилавки. Весь мир вокруг изменился, с очень многими иллюзиями пришлось распрощаться. И что же? Да ничего! Практика показывает, что какими мы были, такими и остались. До сих пор, вместо того чтобы добиваться высоких зарплат и пенсий, почему-то предпочитаем бегать за тележкой с дешевым товаром. Уж как стараются специалисты по защите прав потребителей, предупреждающие нас быть особенно осторожными в период массовых скидок, потому что велика вероятность нарваться на просроченный товар и испортить себе наступающие праздники. Потому что именно в такие периоды торговые точки массово сбрасывают продукты питания с «горящими» сроками реализации. Насторожиться бы надо, но не получается.

Новый год, Рождество, праздники – со всех сторон так и сыплются заманчивые предложения. В моем мобильном телефоне, который я по неосторожности сообщила в каком-то супермаркете, не хватает памяти, чтобы уместить призывные сообщения, что там-то я могу выиграть нечто, а там имею право «участвовать» и мне чего-нибудь по дешевке обломится. Моя человеческая память протестует, сопротивляется изо всех сил: «Ты не так богата, чтобы покупать дешевые вещи. Бесплатный сыр только в мышеловке». Но ей ведь, моей личной памяти, хотя бы есть на что опереться, имея в виду кое-какой жизненный опыт. А соблазн? А молодость? А доверчивость стариков, трясущихся над каждой копейкой? Э-э, чего там! Налетай, подешевело, здравый смысл на хлеб не намажешь!

Грустно, но если посмотреть правде в глаза, так придется признать, что и мы, наверно, тоже отчасти виноваты в том, что с нами происходит. Стоит ли винить руководство магазина, которое обращается с нами так, как мы ему позволяем? Положа руку на сердце, что на самом деле движет человеком, который в принципе пока еще не умирает с голоду, но все равно сломя голову несется к витрине с уцененным товаром? Не знаете? Вот и я не знаю. Но если вижу, что мы сегодня живем так, как… живем, то понимаю, что без нашего участия это «сегодня», наверно, не обошлось. И старое известное выражение «маємо те, що маємо», – все еще по-прежнему про нас.