Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Не дети войны и даже не ее пасынки, а – сироты…

Именно так назвала немалую часть горловчан, имеющих соответствующий статус, ветеран труда В.П.Цыпкина, которая 37 лет проработала на «скорой помощи».

Валентина Пантелеевна считает, что эта категория людей (в отличие от других, «заслуженных») все свои прожитые годы и так была лишена хоть какого-то внимания со стороны государства. «От нас только требовалось одно – работай, выполняй и перевыполняй план и т.п.». И вот народные депутаты, приняв закон «О социальной защите «детей войны», дали многим пенсионерам хоть какие-то льготы. Но сделано это было так, что людям, всю жизнь проработавшим на благо страны, нередко приходится унижаться, добиваясь реализации этих льгот на практике. «Пусть им там, наверху, будет стыдно за это!» – призывает Цыпкина.

Помилуйте, Валентина Пантелеевна, о чем это вы говорите? Какой стыд? Если бы «там» способны были его испытывать, не пришлось бы вам, как и многим «детям» унижаться, испытывая душевную боль и разочарование. О том, что проблема льгот, в частности, бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте, существует, журналисты «Кочегарки» уже не раз писали на страницах газеты. Однако автор этих строк даже не мог предположить, насколько остро стоит эта проблема. После появления публикации под названием «Дети войны» или ее пасынки?» в номере за 10 июня мой рабочий телефон в часы «Утреннего звонка» (и не только) буквально разрывался от непрекращающихся звонков читателей. Многие просто хотели рассказать о конкретных случаях проявления бездушия, наглости и даже агрессии со стороны водителей «маршруток» по отношению к «детям войны» (Е.П.Ипатова, Л.Ф.Камыгина и др.).

Например, Зинаида Александровна сообщила, как водитель автобуса выхватил протянутое ему пенсионное удостоверение и на глазах у пассажиров просто изорвал его в клочья. Сейчас ее знакомая, пострадавшая, готовит исковое заявление в суд – номер автобуса известен, есть и очевидцы происшедшего, готовые свидетельствовать в суде. Житель 88-го квартала Федор Иванович рассказал о хамском поведении водителя еще одной маршрутки, номер которой также известен и передан в транспортный отдел исполкома. С другой стороны, он же сообщил о водителе, который, в отличие от своих коллег, никаких претензий к льготникам вообще не предъявляет, – показал ветеран удостоверение и спокойно выходит из автобуса. Кстати, это не единственный такой водитель в городе, о подобном поведении мне рассказали несколько человек.

Другие наши читатели не только жаловались, но и предлагали свои варианты хоть какого-то решения проблемы бесплатного проезда ветеранов. Например, В.В.Серкова, рассказав, какой стыд порой приходится испытывать в маршрутках, поблагодарила ветеранов труда В.Ф.Чукова и И.С.Цымбалюка за их предложение, прозвучавшее в упомянутой публикации, о 50-процентной оплате проезда «детьми войны». А вот ее «соседка» по жилмассиву Солнечному – С.А.Микильченко категорически против этого. И ее тоже можно понять: коль положен по закону бесплатный проезд, пусть и на практике он будет бесплатным.

Не столь категоричными были другие наши читатели. Некоторые из них предлагали компромиссное решение этой проблемы. Так, Г.Ф.Свидрик предложила такой вариант: те, у кого пенсия более двух тысяч гривен, должны оплачивать 50% стоимости проезда, а если получают меньше, – то и ездят бесплатно. Ну а «дифференциацию» «детей»-пенсионеров поможет провести УТиСЗН.

Среди заслуживающих, на мой взгляд, внимания было и коллективное предложение группы ветеранов из Озеряновки. Суть его состоит в том, чтобы отпечатать билеты, дающие право на бесплатный проезд «детям войны», и выдавать их каждому, но в ограниченном количестве – по восемь (или десять) штук в месяц. Этого будет достаточно, чтобы раз в неделю съездить на рынок. Ну а уже каждый льготник может сам выбирать, каким видом транспорта ему воспользоваться. Озеряновцы считают, что такой порядок бесплатного проезда сведет на нет многочисленные конфликты между водителями маршруток и пассажирами-льготниками. Водитель, который перевез за месяц, скажем, 100-200 ветеранов и получил от них билеты, в конце отчетного периода предоставляет эти билеты в соответствующий отдел исполкома и получает за них полную компенсацию из тех средств, которые пусть не в полном объеме, но все-таки поступают в местные бюджеты из государственной казны в виде целенаправленных субвенций.

Конечно, реализация этого предложения на практике не решит полностью и окончательно проблему бесплатного проезда «детей войны». Но она хотя бы снимет остроту этой проблемы, пока вопрос не будет урегулирован должным образом на законодательном уровне. Ведь не только в Горловке шпыняют «детей войны», пытающихся проехать бесплатно, та же ситуация существует во многих других городах. Хотя в некоторых из них, судя по сообщениям СМИ, эту проблему каким-то образом решили на местном уровне – в Черкассах, Бердянске и, если верить словам наших читателей, в Донецке. Об этом мне сообщили несколько человек – в областном центре, по их словам, условие бесплатного проезда ветеранов-льготников было внесено в тексты договоров, которые заключались с автоперевозчиками.

По утверждению специалистов, до сего времени не существует законодательно установленной методики учета количества фактических поездок льготников и определения объемов компенсационных выплат транспортным предприятиям. Поэтому и выходит, что местные органы власти используют средства субвенции с применением собственных, законодательно не предусмотренных методик, а учет зарегистрированного количества перевозок льготных пассажиров просто не ведется. Понятно, что при отсутствии контроля со стороны местных властей по фактическому количеству бесплатно перевезенных льготников допускаются факты предъявления перевозчиками к оплате завышенных расчетов объемов компенсации. В результате «долги» растут. И пока каждый считает по-своему, страдают люди, которые не могут реализовать свое право на льготный проезд.