В предвкушении парламентских каникул депутаты Верховной Рады трудились на минувшей неделе, аки пчелы, не покладая сил. Под конец сессии последние поправки в проект пенсионной реформы им пришлось принимать в экстремальных условиях, глубокой ночью с 7 на 8 июля. И вот теперь, когда некоторые народные избранники с чистой совестью греются на пляжном солнышке, простые украинцы начинают с горечью и изумлением разбираться в том, что же им, мягко говоря, «подложили».
Главная новость общегосударственного масштаба – старт пенсионной реформы. Как и предполагалось, несмотря на противодействие оппозиции, в нее вошли наиболее спорные моменты и о повышении пенсионного возраста для женщин, и об увеличении страхового стажа. Тех, кто сейчас уже на пенсии, изменения не затрагивают, а вот для всех остальных приятного мало.
Женщины с 1 января 2012 года вынуждены будут работать на полгода дольше. Тем, которые достигли 55-летнего возраста, предусмотрен «переходный период» в течение трех лет, когда можно уйти на заслуженный отдых, только пенсия будет меньше. Либо поработать еще пять лет и получить пенсию на 25 процентов выше (из расчета 2,5 процента за полгода). Фактически получается, что те женщины, которые планировали работать после наступления 55-летнего возраста, будут лишены возможности получать вдобавок к зарплате свою заработанную пенсию, а это, как минимум, на 800 грн. меньше.
Кроме того, реальным снижением доходов обернется, теперь уже для всех без исключения, увеличение на 10 лет страхового стажа для получения минимальной пенсии – до 35 лет для мужчин, и до 25 для женщин, т.е. при вычислении размера пенсии уменьшается период, который учитывается с более высоким коэффициентом. В результате все, кто уйдет на пенсию после вступления в силу реформы, получат пенсию намного меньше, чем если бы они вышли до ее начала. Что касается минимального страхового стажа для получения социальной пенсии (50 процентов минимальной), то его тоже увеличили на 10 лет – с 5 до 15 лет. Тем, кто не отработает хотя бы 15 лет, не положено вообще ничего.
Еще одна новость, которая затрагивает если не всю Украину, то жителей Донецкой области (наряду с Днепропетровской, Винницкой и Киевом), – начинается реформирование системы здравоохранения. Имеется в виду пилотный проект, который продлится с 2011 по 2014 год, в ходе которого намечено проверить эффективность нового механизма оказания медицинской помощи. Собираются сократить количество поликлиник, оставив по одной на «госпитальный округ», с населением 100 тыс. человек, остальные ликвидировать. Инициаторы новшества утверждают, что сокращение числа клиник позволит оставшимся иметь лучшее оборудование и врачей с хорошими зарплатами. Противники в это не верят, утверждая, что увеличение расстояния между пациентом и доктором ни к чему хорошему не приведет. А такой вид медицинского работника, как «семейный врач», требует специальной подготовки. Как раз их-то на сегодняшний день практически нет.
Понятно, что реальные достоинства и недостатки обеих реформ мы сможем оценить по мере их претворения в жизнь. Когда человек, выйдя на заслуженный отдых, получит меньше, чем рассчитывал. Когда, пытаясь решить проблему своего трудоустройства в 58-летнем возрасте, обнаружит, что пожилые работники никому не нужны. Когда, получив банальное воспаление легких, обнаружит, что вылечить его в Горловке теперь будет невозможно: надо ехать ложиться в стационар в Донецке…
Но есть еще один «подарок» замедленного действия, который нам преподнесли депутаты под конец парламентской сессии. Имею в виду закон об устранении «чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок». С ним вообще никто пока не знает, как поступать, и каким образом будут регулироваться взаимоотношения автовладельцев, ГАИ, СТО и страховых компаний?
Понятно, что владельцам авто обязательный техосмотр всегда стоял поперек горла, но ведь пешеходу, который, пересекая проезжую часть по «зебре», тоже хочется быть уверенным, что у несущегося в его сторону автомобиля в порядке хотя бы тормозная система. Непонятно, каким образом будет разрешаться отмена техосмотра при пересечении границы России, где ТО обязателен? Неясна ситуация с доверенностями, которые тоже отменили, но по которым на сегодняшний день катается чуть ли не треть всех легковушек, – как инспекторы ГАИ будут отслеживать угнанные автомобили? Если для управления чужим авто понадобятся только техпаспорт и водительские права?..
Вопросы, вопросы… Похоже, что даже если Президент согласится с перечисленными новшествами (а их на самом деле гораздо больше) и подпишет принятые законы, некоторым из них все равно гарантировано разбирательство в Конституционном суде. Так что до реального воплощения в жизнь дело может не дойти. Хотя направление, в котором на сегодняшний день продвигается мысль законодательной власти, прослеживается четко и в дополнительных комментариях не нуждается.