Press "Enter" to skip to content

Субсидия на аренду жилья для ВПЛ: детали программы и “подводные камни”

В Украине со следующего года внедряется новая программа поддержки внутренне перемещенных лиц – субсидия на аренду жилья. Благодаря этому, по задумке правительства, переселенцы, не имеющие достаточно средств для оплаты аренды жилья, могут получить от государства финансовую помощь.

ДОНБАСС|Кочегарка. На первом этапе проект будет действовать в 9 регионах – в тех, куда переместилась наибольшая часть внутренне перемещенных лиц. Это населенные пункты Черниговской, Сумской, Харьковской, Запорожской, Николаевской, Днепропетровской, Луганской, Донецкой и Херсонской областей (кроме включенных в перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированные РФ).

“Важно также отметить, что это пока экспериментальный проект, который предусмотрен на два года. Мы так понимаем, что это для того, чтобы проверить, насколько он будет эффективным”, – отметила в комментарии юрист правозащитной организации “Донбасс SOS” Наталья Юрлова.

Новости Донбасса и всей Украины в Telegram

Назначение субсидии на аренду жилья для ВПЛ начнется с середины января 2025 года. Минсоцполитики дополнительно уведомит граждан о начале приема заявлений на назначение этого вида поддержки.

“Идея введения такого проекта неплохая, он действительно может решить вопрос оплаты аренды жилья для внутренних перемещенных лиц, но как он себя покажет на практике – здесь нужно уже смотреть по результатам реализации этого проекта. Кроме того, что предусмотрена субсидия на аренду жилья нанимателям, т.е. ВПЛ, предусмотрена также компенсация части налога на доходы физических лиц и военного сбора арендодателям. То есть это также поощрение и для арендодателей, чтобы они официально сдавали жилье с договором”, – говорит Наталья Юрлова.

Авторы разбирались в нюансах программы, в том, какие “подводные камни” могут ждать ВПЛ и арендодателей.

Основные положения программы

Субсидия на аренду жилья (как и помощь на оплату жилищно-коммунальных услуг) будет назначаться Пенсионным фондом Украины. Важно, что получать субсидию на аренду жилья можно будет одновременно с субсидией на жилищно-коммунальные услуги.

Участниками экспериментального проекта могут стать внутренне перемещенные лица, которые:

  • переместились (повторно переместились) из населенных пунктов, включенных в перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных РФ и не имеют собственного жилья общей площадью более 13,65 кв. метра на каждого человека из состава домохозяйства (расположенного на подконтрольной территории),
  • у кого жилое помещение независимо от размера общей площади уничтожено или повреждено (до степени, непригодной для проживания) и сведения об этом внесены в соответствующие реестры.

“Важно отметить, что нет привязки к дате перемещения. То есть воспользоваться этой субсидией на аренду смогут внутренне перемещенные лица независимо от даты переезда. Это те, кто переместился, начиная с 2014 года и после полномасштабного вторжения”, – говорит юрист “Донбасс SOS “.

Читайте также: Кто из переселенцев имеет право на субсидию

Для участия в проекте ВПЛ не должны получать пособие на проживание внутри перемещенным лицам (так называемые “переселенческие выплаты”) или должны отказаться от такой помощи.

“Это очень важное условие. Но учитывая ту ситуацию, которая сейчас происходит с прекращением пособия на проживание в результате верификации, эта субсидия на аренду может стать помощью в решении жилищного вопроса. Сейчас для ВПЛ прекращают выплаты пособия на проживание на разных основаниях. К нам поступают обращения как правомерного прекращения, так и неправомерного. И это как вариант может служить заменой помощи на проживание”, – отметила Наталья Юрлова.

В состав домохозяйства нанимателя входят все лица, которые с ним проживают в наемном помещении и с которым он связан родственными связями (супруг, дети, пасынок, падчерица, дети, приемные дети, нетрудоспособные родители супруга, проживающие вместе с ними и состоящие на их содержании; женщина и мужчина, не состоящие в браке, но проживающие одной семьей, и/или лица, установившие в судебном порядке факт проживания одной семьей) или не связанный родственными связями (несовершеннолетний ребенок, не входящий в состав семьи нанимателя). Домохозяйство также может состоять из одного нанимателя.

Вместе с тем в состав домохозяйства нанимателя не включается лицо, которое находится на полном государственном содержании, находится за границей, пропало без вести, депортировано за пределы Украины, находится в плену, проходит воинскую службу.

«Для назначения субсидии на аренду жилья наймодатель и наниматель должны подать заявление и одновременно подписать договор найма, информация о котором вносится в базу данных договоров найма жилого помещения», – рассказывает юрист правозащитной организации “Донбасс SOS”.

Заявления, договоры найма и копии (сканированные копии) других документов представляются лично нанимателем и наймодателем по их выбору:

  1. в органы Пенсионного фонда Украины, в том числе в электронной форме (через веб-портал электронных услуг ПФУ, мобильное приложение ПФУ),
  2. в центры предоставления административных услуг,
  3. в уполномоченные банки, которые дали согласие на принятие, обработку и передачу Пенсионному фонду Украины заявления, договора найма и других документов,
  4. при технической возможности в электронной форме посредством средств Социального веб-портала электронных услуг Минсоцполитики.

Контроль за назначение и выплаты субсидии на аренду жилья нанимателю и компенсации наймодателю осуществляют Нацсоцслужба и ее территориальные органы. Они не реже одного раза в три месяца или по требованию Пенсионного фонда Украины будут проверять фактическое место жительства нанимателя.

Если они выяснят, что человек больше месяца не проживает в арендованном жилье или изменился состав семьи, информация в течение трех рабочих дней будет передаваться в ПФУ.

Читайте также: Субсидия на аренду жилья для переселенцев появится в начале следующего года

В таком случае, орган Пенсионного фонда Украины будет прекращать выплату субсидии на аренду жилья нанимателю и компенсации наймодателю.

Субсидия на аренду жилья назначается на шесть месяцев, но не более двух шестимесячных сроков подряд до истечения срока реализации экспериментального проекта.

Если размер ежемесячной платы за аренду жилья (определен в договоре) меньше размера субсидии, то субсидия устанавливается в размере ежемесячной платы за аренду жилья, то есть покрывает всю стоимость.

Размер субсидии

Претендовать на субсидию могут переселенцы, тратящие на аренду жилья более 30% собственных совокупных доходов. Если семья имеет доходы меньше двух прожиточных минимумов на одного человека (5840 грн), то субсидия будет покрывать более высокий процент стоимости аренды.

Размер субсидии на аренду будет рассчитываться индивидуально для каждой семьи ВПЛ. На нее будут влиять:

  • уровень дохода семьи,
  • количество членов семьи,
  • стоимость аренды жилья.

Поскольку стоимость аренды существенно отличается в разных регионах, а также в крупных городах и небольших населенных пунктах, это будет учитываться при определении размера субсидии на аренду жилья (из-за коэффициентов стоимости жилья в разных регионах, утвержденных постановлением).

“Например, если семья из трех человек получает 17 400 тысяч на всех, на всю семью, у них получается, что доход на одного члена семьи будет составлять 5800 гривен, соответственно, такая семья сможет получить больший процент субсидии на аренду жилья. Для каждой семьи размер субсидии будет рассчитываться индивидуально. Это будет зависеть от того, сколько членов семьи, какой доход имеет семья, какова площадь арендованной квартиры или дома», – рассказала юрист Н.Юрлова.

Читайте также: Что нужно громадам, чтобы переселенцы ощущали себя их полноценными жителями

Согласно постановлению, для расчета размера субсидии на аренду жилья применяется:

  • показатель средней стоимости аренды однокомнатной квартиры общей площадью 35,22 кв. метра, который определен на уровне 193,6 гривни (на основании сведений Госстата о средней потребительской цене за январь 2024 г. на оплату услуги по найму однокомнатной квартиры в расчете на 1 кв. метр наемного жилого помещения);
  • социальная норма жилья, которая составляет 13,65 кв. метра общей площади на нанимателя и каждое лицо из состава домохозяйства нанимателя, но не менее 35,22 кв. метра на домохозяйство и не более чем общая площадь сдаваемого в аренду жилого помещения.

При этом, независимо от количества лиц в составе домохозяйства нанимателя, общая площадь жилого помещения не может превышать 130 кв. метров для квартир в многоквартирном доме и 230 кв. метров для индивидуальных домов.

Предельная стоимость аренды жилья в течение одного месяца определяется путём умножения показателя средней стоимости найма 1 кв. метра жилого помещения на корректирующий коэффициент, установленный в соответствии с областью и типом населенного пункта, и показатель социальной нормы жилья и количество лиц в составе домохозяйства нанимателя.

Прекращение субсидии

Субсидия на аренду жилья не назначается или ее выплата прекращается, если:

  1. в течение трех месяцев перед обращением или во время его получения нанимателем или лицом из состава домохозяйства приобретено транспортное средство, с года выпуска которого прошло менее пяти лет (кроме мопеда и прицепа),
  2. в течение трех месяцев перед обращением или во время его получения нанимателем или лицом из состава домохозяйства совершена покупка на сумму, превышающую 100 тыс. гривень,
  3. органом Пенсионного фонда Украины получена информация от нанимателя или наймодателя о расторжении договора найма,
  4. наниматель имеет задолженность более трех месяцев по исполнительным производствам о взыскании алиментов,
  5. наниматель имеет на подконтрольной территории в собственности жилое помещение (часть жилого помещения) общей площадью более 13,65 кв. метра на каждого человека из состава домохозяйства нанимателя или более 35,22 кв. метра на домохозяйство (не касается владельцев уничтоженного, поврежденного в результате вооруженной агрессии РФ, непригодного для проживания жилого помещения),
  6. наниматель имеет на депозитном счете (счетах) денежные средства в общей сумме, превышающей 100 тыс. гривень, или облигации внутреннего государственного займа на общую сумму, превышающую 100 тыс. гривень,
  7. в течение трех месяцев перед обращением за назначением субсидии на аренду жилья или при ее получении нанимателем совершены операции по покупке безналичной и/или наличной иностранной валюты (кроме валюты, полученной от благотворительных организаций или приобретенной для оплаты медицинских и/или образовательных услуг), а также банковских металлов на общую сумму, превышающую 100 тыс. гривень,
  8. адрес арендованного жилья, указанный в заявлении или договоре найма, совпадает с адресом жилого помещения (дома), владелец которого в течение трех месяцев перед обращением или при получении субсидии на аренду жилья получает (получил) компенсацию расходов за временное размещение внутренне перемещенных лиц, которые переместились в период военного положения,
  9. арендуемое жилье, указанное в заявлении или договоре найма, расположено на территории населенного пункта, включенного в перечень территорий, на которых ведутся боевые действия или оккупированное РФ,
  10. адрес арендованного жилья совпадает с адресом жилого помещения, предоставленного в безвозмездное пользование,
  11. установлен факт родственных связей между нанимателем и наймодателем;
  12. в составе домохозяйства нанимателя есть два и более трудоспособных лиц, достигших 18-летнего возраста и у них отсутствуют доходы, учитываемые при назначении субсидии на аренду жилья, либо ими или за них не уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование. При этом субсидия на аренду жилья назначается только на полгода, если в составе домохозяйства нанимателя есть лицо трудоспособного возраста, не работающее. Такие лица на момент подачи заявления должны быть зарегистрированы в Государственной службе занятости как безработные или состоять на учете ищущих работу. При этом субсидия на аренду жилья назначается только на полгода, если в составе домохозяйства нанимателя есть лицо трудоспособного возраста, не работающее. Такие лица на момент подачи заявления должны быть зарегистрированы в Государственной службе занятости как безработные или состоять на учете ищущих работу. Если человек не принял меры по содействию своей занятости или не зарегистрировался в Государственной службе занятости как безработный, или не стал на учет, в течение двух месяцев со дня назначения субсидии на аренду жилья, или его регистрация как безработного лица прекращена либо снята с учета как таковая, что он ищет работу, выплата субсидии на аренду жилья прекращается.
  13. Пенсионным фондом Украины получено от Нацсоцслужбы информацию о непроживании более месяца нанимателя в арендованном жилом помещении;
  14. наниматель в течение периода получения субсидии на аренду жилья получает пособие на проживание ВПЛ,
  15. истекло два шестимесячных периода получения субсидии на аренду жилья.

Компенсация налогов

Отметим, что субсидия на аренду будет назначаться исключительно при наличии официального арендного договора. Типичный договор аренды можно будет получить, заполнить и подписать в отделениях Пенсионного фонда или онлайн.

Чтобы стимулировать арендодателей заключать официальные договоры об аренде жилья с семьями ВПЛ, государство будет компенсировать для арендодателя стоимость налогов, уплаченных с дохода, полученного из аренды (в сумме, пропорциональной размеру субсидии).

Компенсация будет предоставляться путем перечисления Пенсионным фондом Украины средств на текущий счет наймодателя, открытого в уполномоченном банке, реквизиты которого указаны в договоре найма.

Наймодатель обязан ежеквартально самостоятельно уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц и военный сбор с фактически полученной в течение отчетного квартала от нанимателя суммы дохода от сдачи жилья.

Читайте также: Политика в отношении ВПЛ не отвечает принципам равенства – Лубинец

Орган Пенсионного фонда Украины на основании полученных сведений от ГНС в течение пяти рабочих дней будет принимать решение о выплате наймодателю компенсации в будущем квартале или прекращении ее выплаты до подтверждения уплаты налога на доходы физических лиц и военного сбора.

“Если же наймодатель не платит налоги, Пенсионный фонд должен проинформировать его о необходимости уплаты определенной суммы налогов. Он должен уплатить, иначе ему не будет выплачиваться компенсация, предусмотренная этим экспериментальным проектом. Но если все же нет никакого контакта, наймодатель не выходит на связь, то принимается решение о том, что ему прекращают начислять компенсацию на налоги и на военный сбор. При этом субсидия на аренду ВПЛ продолжает оплачиваться. Если же наймодатель все еще имеет задолженность по уплате налогов, именно ему тогда выдвигается требование о возврате суммы компенсации. Если наймодатель не возвращает и не платит налоги, то тогда вопрос решается в судебном порядке. Это действительно логично, потому что нужно предусмотреть определенные рычаги влияния, чтобы и арендаторы, то есть внутренне перемещенные лица, были защищены”, – объяснила Наталья Юрлова.

Проблемы

Первой проблемой для многих ВПЛ, которые захотят оформить субсидию на аренду жилья, станет то, что им придется отказаться от помощи на проживание (которую получать гораздо проще и привычнее).

Вторая проблема – это финансирование проекта. С одной стороны, в правительстве уверяют, что деньги будут выделены, с другой – не случайно программа рассчитана только на два года и непонятно, на какое количество ВПЛ.

Читайте также: Украинцы безразличны к переселенцам либо относятся положительно

К тому же, в тексте постановления сказано, что “при наличии ограниченного финансирования органом ПФУ устанавливается первоочередное право на получение субсидии на аренду жилья тем, в собственности которых отсутствуют другие жилые помещения, в частности, в результате полного уничтожения, следующими в очередности являются наниматели, жилые помещения которых повреждены до степени, непригодной для проживания”.

Третья проблема – это возврат проверок места жительства ВПЛ. В случае возникновения подозрений по непроживанию нанимателя по указанному в договоре адресу помощь может быть прекращена.

Но самый большой риск – это то, что арендодатель не захочет заключать официальный договор и платить налоги. Очень трудно будет убедить, например, пожилую женщину, которая всю жизнь сдает жилье за ​​наличные, чтобы она открыла ФЛП, платила налоги и отправляла отчеты.

“На самом деле, сам проект достаточно сложен, там предусмотрены формулы, по которым будет происходить расчет этого размера субсидии на аренду и так далее. И, видимо, здесь очень важна коммуникационная составляющая, как подписывается этот договор, каковы последствия официального декларирования доходов, как платить налоги. Конечно, если речь идет о пожилых людях, то здесь особенно нужно быть внимательными и более подробно рассказывать, что по сути ничего сложного нет. Очень важна коммуникация», – отмечает Наталья Юрлова.

Читайте также: Квартирный бум против переселенцев. Едешь от войны – оставляй детей, стариков и животных

Кроме того, до сих пор некоторые украинцы боятся официально декларировать свои доходы и предпочитают оставаться в тени.

“Например, предполагается, что должен быть официальный договор аренды жилья. В большинстве случаев сейчас договор нигде не декларируется. Арендодатели не платят налоги от аренды жилья. Но в этом случае обязательно нужно, чтобы договор был официальным и задекларированным, и чтобы арендодатель платил налоги. И здесь возникает риск, что будет, если наймодатель не захочет это платить. Поощрительной нормой является то, что будет предоставлена ​​определенная компенсация этого налога на доходы физических лиц и военного сбора”, – подчеркивает юрист “Донбасс SOS”.

Издание попросило нескольких переселенцев, арендующих жилье, справиться у своих арендодателей, согласились бы они на участие в проекте при условии заключения официального договора и компенсации налогов. Несложно догадаться, что во всех случаях они получили отрицательный ответ.

“Собственник жилья, где я живу, очень удивился, что я такое предложил. Он категорически не хочет общаться с Налоговой в этом вопросе. Говорит, что даже если согласится, а я потом уеду, будет сложно закрыть ФЛП, плюс он боится стать видимым для Налоговой. Нет доверия ни к государству, ни к Налоговой. И это притом, что мой арендодатель – это молодой и современный человек, который спокойно может открыть ФЛП через “Дію”. Я даже не представляю, как такое предлагать тем, кто не пользуется государственными услугами онлайн. Поэтому за идею такого проекта ставлю “5”, но реализация выписана очень сложно”, – рассказал переселенец из Луганска Михаил.

Владислав Булатчик, ОстроВ

Собранные в рубрике «Блогосфера» мнения могут не совпадать с позицией редакции. Такие материалы отражают исключительно точку зрения автора.