Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Техосмотр: цена вопроса

Журналист «Кочегарки» Анатолий Алферов уже рассказал о сложной процедуре получения медицинской справки, которая необходима владельцу авто для предъявления на ежегодный техосмотр. Теперь тему продолжает корреспондент Дмитрий Никулин, но речь идет уже о порядке прохождения самого техосмотра.

Владельцам легковых автомобилей раз в два года приходится предъявлять своего «железного коня» на технический осмотр (ТО) транспортного средства, конечной целью которого является получение желанного талона, дающего право передвигаться по дорогам в течение последующих двух лет. Моему авто понадобилась замена выгоревшего на солнце талона с цифрами 2008 на новый, и я решил не откладывать дело в долгий ящик.

Итак, «исходные данные»: автомобиль объемом двигателя 1761 см с установленным и записанным в техпаспорт газобаллонным оборудованием (ГБО). Отмечу, что с этого года действует 50-процентная скидка на оплату транспортного сбора для автомобилей с установкой, работающей на альтернативных видах топлива. Несмотря на такую скидку, не спешите радоваться, потому что экономия получается для автомобилей с объемом двигателя 1,801 и более литра. «Подводный камень» заложен в обязательной проверке ГБО и выдаче контрольного талона.

Порядок прохождения ТО отражен в документе под номером 606 от 28.06.08, который утвердил Кабмин. В ДСТУ 3649-97 подробно описаны требования, предъявляемые к автомобилям, методы измерения и контроля установленных параметров. Если вкратце, то автомобиль должен быть технически исправен, оснащен аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки. Владелец транспортного средства должен пройти медицинский осмотр, застраховать гражданско-правовую ответственность. Кроме того, оплатить сборы в бюджет и стоимость услуг контролирующих органов. На первый взгляд, ничего сложного и сверхъестественного. Так ли это?

Огнетушитель в легковой автомобиль согласно нормам постановления №1128 от 8.10.97 должен быть с зарядом огнетушащего вещества не менее 2 кг. Из этого следует вывод – не покупайте огнетушители наподобие ОП-1, необходим, как минимум, огнетушитель ОП-2, который лучше покупать на рынке (цена около 65 грн), а не в магазинах по двойной цене. При покупке проверьте дату выпуска и наличие паспорта. Перечень необходимых лекарств в автомобиле установлен приказом МОЗУ №187 от 7.07.98. Особое внимание уделите наличию в аптечке двух шприц-тюбиков обезболивающего вещества бутарфанола тартрат. Инспектор при осмотре первым делом проверит их количество и срок годности. Из-за этого препарата попытка собрать аптечку самостоятельно провалилась – в свободной продаже его нет. Автомобильная аптечка №1 со всем необходимым обошлась в 58 грн. Стоимость контрольного талона ГБО около 150 грн. Проверка оборудования и оформление документа займет полчаса при условии, что все исправно и нормально функционирует.

В послеобеденное время заезжаю за квитанциями на оплату услуг ТО. Оплатить необходимо 45 грн. за проведение проверки техсостояния авто (можно на частной сертифицированной СТО, но раза в 2-3 дороже). За компьютерные услуги (выдача квитанций, занесение данных в базу) – 24 грн. Осмотр инспектором автомобиля, проверка комплектации, содержимого аптечки, наличие огнетушителя и знака аварийной остановки обойдется в 12 грн. Пластиковый талон технического осмотра стоит 100 грн. вместо прежних 22 грн, хотя руководство МВД в недалеком 2009 году обещало не дороже 40 грн. Транспортный сбор с учетом того, что автомобиль оборудован газобаллонной установкой и платится половина, составил 123 грн. 27 коп. Оплатить все платежи можно, не покидая здания, в отделении коммерческого банка. Стоимость услуг за каждую квитанцию – 5 грн. Для себя решаю воспользоваться услугами государственного банка. Как оказалось, не зря, там вышло по 2,25 грн. за платеж.

Кроме того, посетил ГАИ, где предоставил решение суда об отмене постановления в отношении меня. Очередь была небольшая, человек пять, но тем не менее потратил около получаса. Пока стоял в ожидании, выяснил, что справка об отсутствии неоплаченных штрафов стоит 39 грн. А ведь согласно статей 31-33,23 закона об информации подобная информация государственными органами должна предоставляться бесплатно. Забегая вперед, скажу, что в Горловке при ТО справку не требуют, хотя, по рассказам автомобилистов, в некоторых городах «грешат» подобным. Не потребовали у меня также квитанцию об оплате транспортного сбора за техосмотр 2008 года.

Не забудьте ксерокопии техпаспорта на транспортное средство, медицинской справки, контрольного талона ГБО, страховки, водительского удостоверения, также копии паспорта и талона к водительскому удостоверению. При желании ксерокопии можно сделать на месте – по 50 копеек за «проход ксерокса».

Перед поездкой я беседовал со знакомыми, которые в этом году уже «отстрелялись» и получили талоны. Сказали, что инспектор практически у всех требует вымыть «до блеска» двигатель перед осмотром. Перечитав нормативные документы, не нашел такого требования, поэтому за разъяснениями обратился на «горячую линию» в управление ГАИ Донецкой области. Спросил о правомерности требования инспектора, на что изначально получил утвердительный ответ. Просьба сообщить, каким нормативным актом это предусмотрено, была проигнорирована. В ходе дальнейшего «продуктивного» диалога пришли к общему мнению, что должен быть читаем номер кузова и двигателя, а также снаружи машина должна быть вымыта.

На следующий день с утра приехал на проверку технического состояния, которое… с треском провалил. Из-за стояночного тормоза. Не хватало «одного щелчка», чтобы удержать автомобиль на наклонной поверхности. Поиск свободного подъемника занял полтора часа. Везде было либо занято, либо не знали, как регулировать тормоз на моем автомобиле. С трудом нашел свободного мастера, который сделал регулировку буквально за 15 минут. После этого автомобиль прошел всю процедуру без сбоев. По словам технических специалистов ГАИ, наиболее часто встречающиеся проблемы: неработающие стоп-сигналы и указатели поворотов, работа стояночного тормоза, люфт рулевого колеса, неисправность ходовой части автомобиля, износ покрышек.

На мой взгляд, технический осмотр транспортного средства в таком виде, как он есть на настоящий момент, давно отжил себя. Из 920 грн, оплаченных мною в процессе подготовки и прохождения ТО, в бюджет попало лишь 124 грн, т.е. менее 14%. Даже меньше, чем было уплачено за талон, осмотр и услуги – 181 грн, и страховой взнос – 211 грн. Поменять систему прохождения ТО хотели неоднократно. Депутаты Верховной Рады предлагали транспортный сбор положить на стоимость литра (кубического метра) топлива. Это довольно-таки демократичный и справедливый вариант, по которому живут практически все цивилизованные страны мира. При таком способе платит больше тот, кто больше ездит, и совсем мало платит тот, кто выезжает три раза в год «на дачу». Но это все мелочи по сравнению с тем, что транзитные грузовые автомобили из России, Европы и Азии совсем не платят транспортного налога в госбюджет, но при этом значительно нагружают и разрушают наши дороги. Однако целесообразности таких новшеств ни предыдущая, ни нынешняя власть «не хочет видеть», наверное, из-за того, что устраивает подобная система и существующее положение дел.

Как автомобилист советую не откладывать до осени, а то и зимы, прохождение технического осмотра вашего транспортного средства. Если в апреле-мае очередей практически не наблюдается, то чем ближе к концу года, тем больше желающих, что приводит к огромным очередям. К тому же городской бюджет не получает запланированных сумм. Это приводит к недостаточному финансированию ремонтно-восстановительных работ дорожного покрытия в весенне-летний период, и нам приходится ездить по дорогам, чертыхаясь. Кроме того, с 2008 года на талонах ТО ставят месяц прохождения очередного осмотра, пока это «не работающее» ограничение, но может заработать в любой момент.

Ни гвоздя, ни жезла на дорогах!