Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Учим, учим – а что в итоге?

Пресс-служба Еврокомиссии объявила о том, что в странах ЕС – кризис грамотности. Эксперты, изучившие проблему и подготовившие доклад, утверждают, что каждый пятый подросток в возрасте 15 лет и около 75 миллионов взрослых не владеют базовыми навыками в чтении и письме. Это создает тупиковые ситуации при поисках работы, усиливает риск бедности и исключения из общества. В связи с этим авторы доклада рекомендуют улучшить качество начального образования.

Вот вам и проблема в эпоху цифровых технологий! Думаю, она еще глубже, чем кажется на первый взгляд, ведь и наше общество ожидает нечто подобное. По логике вещей каждое новое поколение должно быть умнее, просвещеннее предыдущего. Но спросите любого – обязательно подтвердит, что в целом многие нынешние школьники, студенты, молодые специалисты значительно уступают в знаниях прежним. Мы почти потеряли поколение сегодняшних двадцатилетних, недоучив их, что аукнется еще не единожды. Именно – недоучив, а не недопичкавши информацией.

Несколько лет назад, до введения тестирования, в Горловке, как и по всей стране, абитуриенты писали вступительные диктанты и сочинения. Уже тогда преподаватели вузов поднимали вопрос о массовом падении грамотности. И что же, наше среднее образование обратило на это внимание? Как бы не так! Мамы-папы (не говоря о бабушках-дедушках) сегодняшних школьников постоянно упражнялись в грамматике, когда давали письменные ответы по литературе, истории, географии, описывали лабораторные опыты по физике-химии. Теперь же дети только ставят крестики в нужную клеточку или рисуют стрелки, изредка вписывают два-три слова. Ни над грамматикой особо задумываться не надо, ни мысли формулировать.

Недавно вычитала шутку: «У вас высшее образование? Попробуйте сделать домашние задания с учеником третьего-четвертого класса – почувствуйте себя идиотом!». Рассказала другим родителям, пока под школой дожидались окончания уроков. Согласно закивали: а и вправду, зачем учить наизусть таблицу сложения-вычитания, если не сложно в уме и так делать простейшие операции в пределах десяти? Почему мы обходились в младших классах только фигурной скобкой, а теперь – и квадратную используют, и дугообразную? В учебниках по языку было четко сформулированное правило, а теперь детям предлагают самим его вывести из туманного объяснения.

Знакомая показала листок со схемами, что необходимо рисовать к каждой задаче в их школе. Причем схемы – две, разного вида. Родителей учительница обучала этому специально. Вопрос: зачем все так усложнять, ведь класс обычный, тем более – первый? Далее. Крестник показал учебник по биологии для 7-го класса. В приложении к нему – словарь терминов. Я полистала в ошеломлении: без словаря действительно не обойтись. А одна учительница украинского рассказала, что фонетический разбор в том виде, как мы учили в пятом классе, сейчас делают во втором. В пятом – уже как в 7-8 классах. «А в седьмом-восьмом чем занимаются?» – поинтересовалась я. «Все повторяют».

Вот и получается: избыток стремительно поступающей информации просто не успевает усваиваться. В головах перемешивается вычитание с умножением, массой новых слов, схем. Потом это заново «пережевывается». А грамотно излагать мысли необязательно – достаточно угадать ответ и крестик поставить. Но вот парадокс: учителя, методисты сами утверждают, что учебники год от года становятся хуже, программы – сложнее, запутаннее, соответственно, дети хуже усваивают знания. Но эта тема не поднимается для публичных обсуждений, не направляются вопросы к составителям, в Минобразования. Получается, главное – не результат, а процесс?