Летом, в составе группы киевских туристов директор горловской туристической фирмы «Крокус» С.Е.Судакова покорила восточную вершину Эльбруса (5623 м). Восхождение было посвящено 30-летию Горловского городского туристического клуба, а также 20-летию фирмы, которое отмечается 24 октября. Накануне юбилея с С.Е. Судаковой встретилась корреспондент «Кочегарки».
– Светлана Евгеньевна, это ведь не первое ваше восхождение на Эльбрус?
– На Эльбрус – уже четвертое. Но приходилось подниматься и на более сложные вершины, одна из них – пик Корженевской (7105 м) на Памире. Я тогда выполнила норматив мастера спорта по горному туризму.
– А почему у фирмы такое название: «Крокус»? Ведь этот цветок и видели-то в живой природе, наверное, очень немногие.
– Крокус, или шафран, растет в природе как на большой высоте в горах, так и в долине. Его можно встретить в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии, Турции, Иране. От других отличается разнообразной окраской, от белой до фиолетовой, и исключительной живучестью. Можно было наблюдать, как туристы на маршруте, наступая, придавливали его ногой, а крокус все равно поднимался как ни в чем не бывало! Вот мы и взяли его в качестве символа, внесли в логотип фирмы. За 20 лет в бизнесе у турфирмы «Крокус» были разные ситуации, приходилось и бороться, но руки не опускали никогда!
– С чего для вас началось увлечение туризмом?
– Мы с мужем оба с Урала, учились в одном институте, поженились, родились дети. В Горловку приехали в 1979 году, здесь жили родители Юрия, его бабушка и дедушка. А в 1980-м году был первый набор горловского туристического клуба, инициатором которого был Владимир Афанасьевич Светличный. Он, Учитель с большой буквы, очень много сделал для развития туризма в нашем городе, вырастил не одного мастера спорта, в том числе и меня. Некоторые его воспитанники, такие, как Н. Хахилев, М. Соколенко, Н. Черный, С.Романенко, супруги Поляковы, Л. Сертакова, мы с мужем, составили ядро горной секции. Нам всем уже за 50, но туризм и сейчас для нас образ жизни.
– Но что побудило организовать собственную туристическую фирму?
– До 1990 г. я восемь лет работала инженером-технологом на НГМЗ, затем три года руководителем туристического кружка в Доме пионеров Центрально-Городского района. Работа со школьниками приносила радость: слеты, соревнования, походы на Кавказ и Крым. Сейчас эти дети имеют своих детей-школьников, вспоминая о прошлом, как о лучшем времени жизни! Но с развалом Союза разрушились многие устои, и это эхом отразилось на туризме. Развитие самодеятельного туризма, который подразумевает проживание в палатке, самостоятельное приготовление пищи на костре, в нашем городе практически сошло на нет, а тур-клуб прекратил свою деятельность. В 1990 году, организовав свою фирму, естественно, пришлось переходить на освоение других, рыночных отношений. Пришлось изучить потребности населения города в туристическом продукте. А поскольку мы изначально стремились развивать туризм для отдыха трудящихся, то тесно сотрудничали с профкомами предприятий. Работали также со всеми школами города, и цены у нас были доступные для всех.
– Когда было сложнее всего?
–Пожалуй, когда началось массовое закрытие шахт. Людям стало тяжело выкраивать деньги на отдых. Хотя у нас до сих пор сохранились дружественные отношения с таким гигантом, как «Стирол», который остается «на плаву» и профком которого много лет организовывает отдых для своих работников.
– К чему пришла фирма «Крокус» за 20 лет с момента создания?
– Конечно, за эти годы многое изменилось и в нашей стране, и в работе фирмы. В частности, закон о туризме так упорядочил деятельность туристических операторов, а информационные технологии шагнули так далеко, что сейчас мы в состоянии предоставить любому жителю Горловки весь спектр туристических услуг исходя из его желаний и финансовых возможностей. Но главное, на что мы можем опираться, это наработанный личный опыт, большой объем связей с туристическими операторами, а также доверие постоянных клиентов, которые обращаются к нам много лет и которыми мы очень дорожим.
– Какими видите себя еще через 20 лет?
– Лично мне всегда хотелось, чтобы в Украине, в Донбассе и, конечно, у нас, в Горловке, развивался внутренний туризм. Но, к сожалению, в городе нет гостиниц с нормальными условиями проживания и ценами, соответствующими предоставленным услугам. Все это не способствует привлечению туристов. Вообще наше государство использует свои туристические возможности очень слабо. Надеюсь, «Евро-2012» даст толчок в этом направлении.
– Но лично вам что дал туризм?
– Многое, если не все. Я – фанат туризма, и не скрываю этого. Любой человек, который является профессионалом, со мной согласится, что, если каждый будет на своем месте отдавать весь свой опыт и знания, общество шагнет далеко вперед и многие проблемы решатся сами собой. Мне очень хочется, чтобы люди думали позитивно, черпали энергию из природы и любви, думали о себе и своих близких, были добры к окружающим, стойки к бытовым неурядицам, больше улыбались и верили в лучшее!