Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Восхождение на Мак-Кинли

Наша справка: Мак-Кинли (McKinley) – горный массив на Аляске. Высота 6194 метра. Покрыт вечными снегами, крупные ледники. Вершина массива – наиболее высокая гора материка Северной Америки.

31 мая флаг Горловки был впервые в истории поднят на высочайшей вершине Северной Америки. Тогда же, преодолевая порывы ледяного ветра, альпинисты развернули там еще один флаг – горловского предприятия ООО «Никитртуть», оказавшего экспедиции поддержку в организации поездки. В состав группы альпинистов вошли мастер спорта Олег Палий (для него эта вершина стала третьей «материковой», после двух высочайших вершин материков Европы (Эльбруса) и Азии (Эвереста). Вместе с ним на Мак-Кинли побывали харьковчанин Валентин Сипавин (экс-чемпион мира по ледолазанию) и россиянин Азнор Хаджиев (горный спасатель МЧС России, Кабардино-Балкария). После возвращения Олега Палия в Горловку мы попросили его поделиться впечатлениями от пребывания в Америке и на Аляске.

Аляска ты, Аляска, чужая сторона…

– В аэропорту Аляски, на частном аэродроме, удивило большое количество крохотных самолетов, – вспоминает Олег Иванович. – Их там очень много, едва ли не у каждого второго жителя. Стоят дешево, от 15 тыс. долларов, так что в некоторых местах люди на них даже за хлебом летают. А вот легковые авто, на которых предпочитает ездить 90 процентов местного населения, – большие мощные джипы. Не потому, что там бездорожье, просто зимой очень много снега. В Анкоридже (столица Аляски), в центре города можно запросто встретить лося, а зимой на окраину, говорят, заходят медведи. Внутри аэропорт украшен чучелами местных животных.

На ледник, с которого начиналось восхождение, летели на аэро-такси. Самолет садится прямо на снег, «капитальных» строений, в виде домов или ангаров, нет, аэродром окружают палатки. Таким образом, не нарушая природную среду, жители Аляски стараются сохранить свой край в первозданном виде.

Сели. Вокруг горы. Солнце почти не заходит. Широта 62,5 градуса, всего 60 км не хватает до 63-х градусов широты Полярного круга. Ночью светло, солнце прячется максимум на пару часов. Грузим поклажу частью на санки, частью на себя и, как в 19-м веке, тащим вверх. Никаких магазинов, чтобы прикупить продуктов по дороге, никакой «техники». Все, что берем с собой для жизнеобеспечения в экстремальных условиях, включая газовые баллоны, переписывают, а по возвращении мы обязаны все сдать. Даже бочонок, в который ходишь по нужде, – и тот записывают. Правила одинаковы для всех: в горах после себя оставлять ничего нельзя.

Есть еще порох в пороховницах

– О себе во время этого восхождения я понял главное, – рассказывает Олег Иванович. – Есть еще порох в пороховницах. Все-таки мне 48 лет, возраст для альпинизма достаточно солидный. Когда уезжали в Америку, мне говорили, что восхождение должно быть, ну… может, чуть-чуть сложнее, чем на Эльбрус. Учитывая, что наш Азнор десятки раз бывал на Эльбрусе, и я там был 4 раза, мы надеялись, что история будет понятная. На самом деле оказалось, что Эльбрус по сложности даже рядом не стоит с Мак-Кинли.

Если судить по энергозатратам организма, то это сравнимо с Эверестом, только более сжатым во времени. Все-таки на Эверест экспедиция длится два месяца, а здесь взошли всего за две недели. Ну и техника разная. К примеру, на Эльбрусе можно идти в ботинках, а там только в специальной обуви. Кроме того, на Эверест поднимается около 50 процентов людей, которые туда приехали, а на Мак-Кинли попадает намного меньше. В этом году была плохая погода, к нашему приезду порядка 600 человек пыталось взойти на эту вершину, удалось всего 48-ми. Полярный круг, сильные морозы, ураганы в порядке вещей… Такого, как на Эвересте, где может неделю стоять хорошая погода, там нет. За четырнадцать дней восхождения, при -30, выпало всего три спокойных дня с относительно хорошей погодой. А вообще ветер там такой, что перед нами девчонку в прямом смысле сдуло с гребня, пришлось вызывать ей на помощь бригаду спасателей.

Сколько человеку надо для счастья?

Самый яркий эпизод?.. Шаг на вершину никогда не забудется. Попытка удержать вымпел на ветру – тоже. И еще запомнился один эпизод удивительного везения, который в прямом смысле слова спас судьбу экспедиции. Выходя на маршрут, собирались подняться быстро, а погода подвела. Продукты закончились прямо на полдороги. Взяли ведь по минимуму, планируя, что взойдем за 8-9 дней, а на деле сутки просидели на высоте 3200 из-за непогоды, потом еще 5 дней на высоте 4200. Ветер 100 км/час, видимость нулевая, никто в такую погоду не ходит. И даже когда пошли на штурм, нормальной погоды не было. В общем, добрались на высоту 4200, а штурмовой лагерь на высоте 5200. Как туда попасть, если двое суток почти ничего не ели? И вот как раз в этот момент навстречу возвращалась другая группа, которая ранее забросила на перевал (высота 5 км) часть своих грузов, чтобы легче было идти. Продуктов там оставалось целых пять мешков. Когда они уходили вниз, две девчонки (кстати, русские) подошли к рейнджерам, объяснили ситуацию, и нам разрешили воспользоваться их загрузкой. Вот это действительно было незабываемо, когда зашли на перевал и нашли там спрятанные продукты. Набили полный мешок, пришли в верхний лагерь и едва успели поставить палатку, как опустился ураган. Целые сутки потом сидели в палатке, и только и делали, что жевали всякие вкусности. Как, оказывается, мало человеку надо для счастья…

Еще буду вспоминать рыбалку. Когда спустились с Мак-Кинли, у нас оставалось 4 дня времени до самолета. В аэропорту пообщались с местными ребятами, узнали, что они рыбаки, и поехали вместе с ними. За городом – речка, в которой водится красная рыба. И вот выходим из машины, – что это они там ловят? А они стоят в рыбацких сапогах, с удочками, а за спиной висят ружья. «Ружья-то зачем?», Как – зачем? А вдруг медведи? Вот такая рыбалка, с ружьем для защиты от медведей.

Короткий путь дороже «обходного»

Хорошо, что о билетах в Америку и обратно позаботились заранее: директор ООО «Никитртуть» М.И. Ханин оплатил их еще в прошлом году. Улетали из Киева 16 мая, вернулись 12 июня. Маршрут выбирали наименее затратный. Из Киева в Амстердам, затем в Миннеаполис, потом на самолете в Анкоридж. Оттуда в горный городок Толкитну можно на поезде, а можно и на такси, что по цене совершенно одинаково. Решили, что для полноты впечатлений поедем туда на такси, обратно на поезде. Заодно увидели, какие в Америке поезда. Даже не знаю, с чем можно сравнить… Красивые, чистые, большие двухэтажные вагоны, есть такие, что на втором этаже половина вагона открыта. Сказка.

Почему добирались не кратчайшим путем, через Россию, а через Европу, фактически в обход? Так получается дешевле. По дороге встретили группу из Хабаровска, которые тоже летели через Европу, хотя из Хабаровска по-нормальному можно перелететь или переплыть через Берингов пролив шириной 240 км, и вот она – Аляска. Ценовая политика у авиалиний совершенно непонятная.

Сколько времени пришлось добираться, – это вообще занятный вопрос. Если брать по местному времени, то вылетев из Киева 16 мая, уже через два часа были в Америке. Просто скорость самолета опережает скорость вращения земли вокруг своей оси. А вот назад летишь двое суток. Вылетели 10-го июня, в Украину вернулись аж 12-го. Хотя, если по количеству часов, то вся дорога, с учетом пересадок, реально занимает около 22-х часов.

Особенности местного туризма

Следует отдать должное: на восхождение идут главным образом только те, кто намерен испытать свои силы. Туристическая индустрия, которой обычно обрастают все знаменитые горные вершины, в районе Мак-Кинли тоже прекрасно развита, только ориентирована совсем не на то, чтобы облегчить альпинисту жизнь во время восхождения. В данном случае деньги зарабатывают на другом. К примеру, на организации авиатуров вокруг вершины. Для этого работает аэротакси: приехал, заплатил, облетел вокруг горы на самолете. Могут высадить на леднике. Сфотографировался, прогулялся, через полчаса улетел обратно. Еще зарабатывают на рафтинге: большие горные речки стекают в долины, любители сплавляются по ним на плотах. Зарабатывают на рыбалке: можно приехать во время нереста, выловить за большие деньги огромного лосося. В городке Толкитна, куда в аэропорт завозят альпинистов и туристов, коренного населения всего 300 человек. Городок в три улицы, из края в край можно пройти за 20 минут. Однако на лето приезжают работать в сферу обслуживания туристов еще порядка тысячи человек.

Впрочем, чисто альпинистское направление, если разобраться, история тоже довольно затратная. Чтобы получить разрешение на восхождение, надо за полгода отослать заявку. Страховка стоит 10 тыс. долларов. Чтобы разрешили подниматься без сопровождения местного гида (который стоит еще 10 тыс. долларов, а гарантии, что поднимешься, не дает), необходимо подтвердить спортивную квалификацию. Хотя организация и уровень обеспечения страховки, признаются альпинисты, выше всяких сравнений и похвал.

На снимке: Горловский флаг на Аляске, Олег Палий второй справа.