Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Всем сестрам – по серьгам

Еще в начале февраля, прочитав опубликованное в «Кочегарке» сообщение о новых тарифах на воду и водоотведение, в редакцию позвонил участник войны и ветеран труда В.Г. Брюзгин. «С февраля платим за воду и стоки по 6,37 грн. за куб. С каких это пор, – интересовался он, – Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) занимается водой? На каком основании она повышает жителям Горловки тарифы, минуя местные органы власти? Ведь в статье 7 закона о жилищно-коммунальных услугах сказано, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере ЖКУ относится и установление тарифов, и утверждение норм потребления?».

Действительно, раньше такого не было – чтобы НКРЭ занималась водой. Да не только водой, отоплением она ведь тоже никогда не занималась. А делегировали ей эти полномочия в связи с принятием закона о Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг, который вступил в силу в сентябре 2010 г. Акцент был сделан серьезный – на усиление государственного регулирования в сфере теплоснабжения, центрального водоснабжения и водоотведения.

Судя по тому, что происходило на тарифной «арене» в последние два месяца, можно сказать, что для органов местного самоуправления этот закон не стал подарком, хоть и освободил их от непопулярной процедуры повышения тарифов. Почему – понятно. НКРЭ далеко, в Киеве, ее отсюда не видно, а местные органы власти – здесь, рядом, и весь поток народного негодования обещал обрушиться не на тех, кто наверху, а на своих, местных. Самое интересное, что обиженными оказались не только потребители, но и теплоснабжающие предприятия. У них ведь после увеличения ранее стоимости газа расчетная себестоимость гигакалории тепла подскочила довольно серьезно, предполагался рост стоимости услуг на 30-50 %, однако НКРЭ «спустила» рост всего-навсего на 10 процентов.

Подняв подшивку «Урядового кур,єра» или заглянув в интернет, каждый может самостоятельно разобраться, каким образом закон о НКРРКУ «прошелся» по целому ряду других, давно действующих законов. В частности, им были внесены изменения в законы о ценах и ценообразовании, о природных монополиях, о питьевой воде, о теплоснабжении. И в упоминавшиеся В.Г. Брюзгиным законы о местном самоуправлении, и о жилищно-коммунальных услугах – тоже. В частности, в ст. 28 закона о местном самоуправлении были внесены изменения, ограничивающие полномочия местной власти. Отныне (то есть с октября 2010 г.) она имеет право устанавливать тарифы на бытовые, коммунальные, транспортные и другие услуги, за исключением тарифов на тепло и воду, которые устанавливает НКРРКУ. Так что от них требовалось лишь утвердить технический пересчет уже установленного тарифа на гигакалорию – в стоимость квадратного метра отопления. Потому и понадобилось по отоплению соблюдение процедуры регуляторного акта, со всеми этими «общественными слушаниями», которые сопровождались митингами и акциями протеста. А в отношении воды даже этого не понадобилось. Сказала НКРЭ, что с 1 февраля вода и стоки для КП «Компания «Вода Донбасса» стоят 6,37 грн., – кто будет спорить? Может, они тоже, как тепловики, «хотели больше» и тоже обращались в вышестоящие инстанции со своими расчетами? Не зря же генеральный директор «Воды Донбасса» Д. Григорьев, комментируя принятое решение, отмечал, что ранее действовавший тариф был более чем в два раза ниже себестоимости. Вот только реальное увеличение стоимости составило не 100, а всего 15,1 процента.

В общем, как говорится, досталось всем сестрам по серьгам, знатный получился «подарочек». Хотя и не последний – в стране уже говорят о последующем росте стоимости услуг летом и осенью. А президент обещает сделать тарифы одинаковыми для всех жителей Украины. Какими они будут – вот вопрос.