Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Взрослые игры в машинки

Все мы малышами играли с машинками. У Дениса ЯЦЕНКО детская забава вылилась в коллекционирование масштабных моделей автомобилей.

31-летний электромонтер ЦЭС ОАО «Донецкоблэнерго» собирает машинки масштаба 1:43. Такой тип выбирают большинство коллекционеров на постсоветском пространстве. Можно коллекционировать модельки по тематике, например, только пожарная техника, военные автомобили или машины конкретной марки. Денис Яценко выбрал отечественный автопром – от царских времен до наших дней. В его коллекции – 87 крохотных легковушек, микроавтобусов, грузовиков различных модификаций и даже тракторов.

– Первую модельку я получил в детстве от родителей, – рассказывает Денис. – В аэропорту Минеральных Вод мне купили маленький «КамАЗ». Помню даже цену – 5 рублей 30 копеек – в 1989-м прилично для игрушечного автомобиля. Хоть берег его, но куда-то делся… А год назад в продажу поступил журнал «Автолегенды», к которому прилагалась моделька 407-го «Москвича» масштаба 1:43. Я загорелся и стал покупать следующие номера. Но «Автолегенды» – это только серия легковых автомобилей и микроавтобусов, выпускавшихся до 1991 года. А меня больше интересуют грузовики. В поиске новых моделек обратился в специализированные магазины в Донецке и Киеве и на аукционы в Интернете. Через сайт я смог, например, заказать редкие у нас копии микроавтобусов «Жук» и «Нисса». В пределах Горловки машинки можно найти на… Майорском авторынке, и то не всегда.

В коллекции Дениса есть разные по цене модели. На сегодняшний день самый дорогой экземпляр – раллийный «КамАЗ» за 600 гривен. Машинку делают по заказу французской фирмы «Элегор» в Китае. Это качественная, подробно выполненная копия. Открываешь коробок кузова и видишь внутри запасные колеса, лопаты… По качеству исполнения и цене не уступает модель «КрАЗа», в народе называемая «лаптежником».

Стоимость машинки зависит от материала, из которого она изготовлена. Пластмассовые модели продаются дешевле, но зато приходится иную доводить до ума – разбирать и подрезать-подтачивать. С металлом работают серьезные фирмы, где практикуют ручную сборку. И в итоге копия автобуса «ЛАЗ», выпущенная предприятием «Херсон Моделс», стоит 2000 гривен. Но в ней все до мельчайших деталей передано. Многие коллекционеры гоняются за советскими машинками, цена которых в два раза выше, чем у моделек, выпущенных сейчас по тому же штампу.

Сейчас большинство маленьких машин Дениса пребывают в коробках и расставлены в проемах книжных полок. Обозрению доступны только самые любимые, особенно ценные или недавно приобретенные экземпляры. И у коллекционера есть мечта – сделать для своих моделей застекленные стеллажи.