Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Дальнобойщик

Водители-дальнобойщики сродни капитанам дальнего плавания, которые лишь изредка швартуются у родного причала. Но, несмотря на все трудности, в наше время не редкость встретить человека, влюбленного в дорогу. Есть у них кроме Дня автомобилиста еще и свой профессиональный праздник – День дальнобойщика, который отмечают в последнюю субботу августа. Накануне этой даты корреспондент «Кочегарки» расспросил водителя-дальнобойщика из ГорловкиСергея ВИЗИРЯ о его трудовых буднях.

– Расскажите, Сергей, почему вы стали «покорителем трасс и магистралей»?

– Наверное, изначально больше манила романтика, потом втянулся и привык. В армии первый раз сел за руль большегрузного автомобиля-лесовоза, после увольнения в запас тоже устроился работать водителем. Вот так полжизни и езжу за рулем, из них около пятнадцати лет на больших автомобилях. Пробовал как-то ездить на короткие расстояния – по городу и пригороду, но оказалось, что это «не мое». Как-то все однообразно, а тут каждый раз новое, интересное.

– Помните свой первый «дальнобойный» рейс?

– Первая поездка была на КамАЗе в Киев из Артемовска. Но больше всего запомнился первый международный рейс в 1997 году. Тогда пришлось зимой везти груз в Москву. Большое количество встречных и попутных автомобилей, метель, только и смотри по сторонам. Первый раз таможня, пограничный переход…

– А вообще как далеко приходится ездить?

– Изредка грузы перевожу по Украине, а так в основном работаю по российскому и казахскому направлению. Последняя поездка была в Казахстан, расстояние по кругу вышло почти 9 тыс. км, а по времени две недели.

– Немало. Интересно, а какое расстояние проехали за все время, когда находились за рулем?

– Не подсчитывал, но думаю, что мой личный «пробег» уже за миллион километров перевалил.

– Автомобиль не подводит при таких нагрузках?

– После длительных поездок несколько дней приходится проводить под машиной – все пересмотреть, проверить и при необходимости заменить. Уж лучше дома привести ее в порядок, чем остановиться среди полей. У хорошего водителя, который следит за машиной и относится к ней бережно, редко бывают поломки.

– Как родные относятся к вашей профессии? Ведь большую часть времени проводите вне дома.

– Наверное, привыкли. Дома стараюсь не рассказывать о негативных моментах. В свою очередь семья встречает теплом и любовью. Бывает, что в рейс с собой беру жену или дочь – мне веселей и им интересно попутешествовать. Особенно впечатляют поездки по Башкирии или Зауралью, у нас такого не увидишь.

– Красивые пейзажи вокруг – это, конечно, хорошо, но в дороге водителя подстерегает много опасностей. Мне, например, приходилось слышать о разбоях на дорогах…

– На дорогах нынче стало спокойнее, чем в 90-е годы. В то время грабежом и беспределом занимались все, кому не лень было. Например, подбежит мальчишка к машине, когда стоишь на светофоре, и попросит денег дать. Откажешь ему, а он отойдет и кирпичом в окно запустит. Хотя и сейчас иногда бывают случаи грабежа и воровства, но мне серьезных передряг удавалось избегать.

– Значит, ситуаций, как в сериале «Дальнобойщики», не бывало?

– Это просто интересная сказка, в которой много вымысла. Можно сказать, что фильм идеализирует нашу работу, в жизни все намного сложнее и не так красиво. Например, я не могу даже представить себе, что брошу на дороге без присмотра машину с ценным грузом, за который отвечаю головой, и побегу геройствовать. Хотя есть в картине моменты, соответствующие реальности, – водители-дальнобойщики солидарны и готовы горой стоять друг за друга.

– Есть отличия у дальнобойщиков между «советской школой» и отечественной?

– Особой разницы, пожалуй, нет. Может, мы немного более ответственные и серьезные, чем нынешнее поколение. Хотя и сейчас встречается немало хороших ребят. Думаю, что подрастут до моих лет, станут не хуже.

– Какие изменения в работе водителей фур произошли за последнее время?

– Прогресс и техническую революцию ощущаем на себе, это приносит свои положительные моменты. Например, появились мобильные телефоны, спутниковая навигация, хорошие рации и т.п. Это упрощает обмен информацией, делает поездку более комфортной. К тому же сами машины сильно осовременились, сейчас езжу на немецком DAFе, он не идет ни в какое сравнение с отечественными грузовиками. Да и дороги стали лучше за последние годы, а это немаловажный показатель. Ведь чем ровнее дорога, тем большее расстояние успеешь проехать.

– Где отдыхают водители, в машине?

– Ну почему же, это раньше стоянок было мало, поэтому приходилось ютиться на дороге около постов ГАИ. Сейчас много мест, где дальнобойщики собираются на ночевку. Да и предприниматели не дремлют – строят гостиницы, торговые точки, столовые. В общем, сервис на достойном уровне, не сравнится с тем, что было полтора десятка лет назад.

– А ехать больше нравится днем или ночью?

– Летом стараюсь ездить ночью, это позволяет избежать простоев из-за ограничений, которые обусловлены температурным режимом. Вот, например, сейчас у коллег на въезде в Мариуполь сотрудники ГАИ собрали водительские удостоверения, чтобы те не ехали днем через город. А вот зимой лучше ночью отдыхать, в это время года трасса непредсказуема.

– Сергей, вам часто приходится сталкиваться с сотрудниками ГАИ на дороге. Как складываются отношения с ними – они могут только наказывать или бывает, что помогают в пути?

– В милиции работают разные люди. Например, со сверстниками проще общаться, а вот молодые ведут себя зачастую нагло. Повидать мне пришлось немало – наказывали, предупреждали, угрожали. В целом если не нарушаешь, то не трогают, хотя изредка бывают исключения. А насчет помощи с их стороны – был однажды необычный случай. В январе прошлого года где-то в пяти километрах от границы вышли из строя щетки на генераторе и пропала зарядка аккумулятора. Автомобиль заглох, рядом никого нет, а времени около пяти утра и, как назло, мороз. Тут подъезжают гаишники, поинтересовались, что да как, угостили кофе, отогрели. Потом созвонились с каким-то автоэлектриком, через час он приехал и устранил неисправность. Так что не стоит всех грести под одну гребенку.

– А границу проходить проблематично?

– Наша таможня – это болячка. Вроде и процедуру упростили, а все равно приходится долго стоять около границы, порой сутки ждешь своей очереди.

– Есть среди дальнобойщиков какие-то приметы?

– У каждого свои, но я больше склоняюсь доверять интуиции. Тем не менее молоток или ключ, лежащие на дороге, не подниму, а то ремонтироваться придется.

– Что пожелаете коллегам в свой профессиональный праздник?

– Всем отменного здоровья, поменьше ям и ухабов, ни прокола – ни протокола, ни монтажки – ни фуражки, ни гвоздя – ни жезла!