Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Горловская «подземка»

Под ногами разбитые ступеньки, над головой – перекрытие с обвалившейся штукатуркой, а в глубине – сырой холодный сумрак, из которого мои глаза сначала выхватывают фигуру нищенки с примостившимися рядом костылями, затем рисунки-граффити на грязных стенах, а потом на голову с потолка неожиданно падает какая-то подозрительная капля.

Люди, которые часто пользуются подземным переходом на площади Восстания, привыкли к его, мягко говоря, удручающему состоянию. Этой зимой, рассказывают, в темное время суток по нему вообще было трудно пройти без фонарика, потому что внутри порой царила кромешная тьма. Того и гляди, налетишь сослепу на бетонную урну или просто зацепишься каблуком за железную окантовку ступеней. Упадешь – хорошего мало.

В начале апреля, когда обращения читателей привели и меня в этот переход, я делала редакционным фотоаппаратом снимки и то и дело слышала реплики прохожих. Мол, за такое его состояние «кое-кому» чего-нибудь не мешало бы «оторвать». За эту вот, к примеру, весеннюю капель с перекрытия, которая продолжается, несмотря на то, что снег уж давно растаял. За поломанные светильники. За грязь, облезлые стены, за то, что настоящего ремонта здесь сто лет не было. В общем, за все сразу. Покладистый бродячий пес, отдыхавший под ногами у прохожих, воспринял их ворчливые интонации по-своему и поспешил тихонько убраться в безопасное место. Все было ясно: нынешнее состояние объекта – классический образец заброшенности и бесхозяйственности.

Вообще-то подземных переходов в нашем городе всего два. Один на «Кочегарке», второй возле машзавода. Для Горловки, с протяженностью дорог в сотни километров, согласитесь, это очень скромно. Я хорошо помню, когда училась в школе, с какой гордостью учительница рассказывала, что вот, мол, и в нашем городе теперь можно перейти через дорогу, не рискуя угодить под машину, имея в виду недавно открывшийся первый подземный переход. Говорила вроде как о символе цивилизации, добравшейся, наконец, и до нашего шахтерского края. Увы, в Горловке этому благу не суждено было стать повсеместным. Как построили эти две «подземки» в советское время, так они и остались. Сейчас даже мало кто помнит, в каком году это было. Тот, что на «Кочегарке», передали на баланс КП «Простор» в мае 2006-го, причем, как утверждает нынешний директор предприятия С.Н. Голов, без технического паспорта и другой документации. При начальной стоимости в 935 тыс. 318 грн., на момент передачи КП «Простор» его оценивали в 490 тыс. 826 грн. То есть тогда уже степень износа была почти 50 процентов. Кто строил переход, в каком году, на какую нагрузку рассчитаны перекрытия, когда положен капитальный ремонт, и вообще, когда истекает срок службы, – поди теперь разберись.

А раз так, то есть над чем задуматься. Ведь люди спускаются под землю, бегут по этому длинному коридору, а ему, может, уж давным-давно предельный срок вышел? Вдруг он изначально не был рассчитан на современную нагрузку, имея в виду количество и вес проезжающего транспорта? Опять же фактор шахтных подработок «Кочегарки» тоже надо учесть: никто же не знал, что эту шахту закроют.

Сегодня задача обслуживающего предприятия – поддерживать техническое и санитарное состояние перехода. Следить, чтобы лампочки горели, чтобы зимой ступеньки не покрывались льдом, ну и дальше в таком духе. Почему же нынешнее его положение столь бедственное? Потому что денег на ремонт не хватает. Специалисты предприятия по моей просьбе попытались припомнить, когда последний раз там был капитальный ремонт, – ничего не получилось. Может, что и никогда. А текущий, мол, делали года два назад… И уж тем более бесполезно было допытываться, в каком году он был построен. 1998 год на сегодняшний день условно считается моментом «ввода в эксплуатацию». Однако эта дата, судя по всему, далека от действительности. Скорее всего тогда он был принят в коммунальную собственность города, а от кого принят, – на то, мол, документов нет. Могу предположить, от закрывавшейся в те годы шахты «Кочегарка».

Что касается подземного перехода на площади Кирова, то мы направили запрос руководству завода «Горловский машиностроитель». По информации предприятия, этот запустили в эксплуатацию 1 сентября 1977 года. Строили силами машзавода им. Кирова, и до сих пор он на балансе у предприятия, хотя находится под дорогой республиканского значения. Протяженность – 44 м, ширина – 6,2 м, по одному выходу на четыре пролета ступеней. Предельный срок эксплуатации в паспорте объекта не установлен. В настоящее время, говорят, переход отвечает всем эксплуатационным нормам, как то: наличие исправных ступеней, перил, освещения, вентиляции, поэтому пригоден для безопасного использования.

Итак, есть дата строительства – 1 сентября 1977 года. Получается, в прошлом году подземный переход на ул. Кузнецова-Зубарева отметил свое 35-летие? Шумное, должно быть, было событие, когда его запускали, размышляла я, листая старые подшивки «Кочегарки». Но оказалось, ничего подобного, совсем даже наоборот. В те годы, наверно, даже красную ленточку на входе не перерезали. В «Кочегарке» от 23 августа 1977 г. мне попалась на глаза малюсенькая заметка «Подарок строителей»: «Открылось движение пешеходов по первому в нашем городе подземному переходу, сооруженному на площади Кирова. Теперь пути транспорта и заводчан пересекаются на различных уровнях, движение стало безопасным. Строители ОКСа завода намного ускорили ввод в эксплуатацию первого подземного перехода». Вот и все. Ничего удивительного: в те годы, когда на «Стироле» запускался комплекс аммиака, когда жилье сдавалось немыслимыми сотнями тысяч квадратных метров в год, когда новые шахтные горизонты открывались один за другим, – какой там, в самом деле, переход?! Мелочь.

Однако упоминание, что именно он, машзаводской, был в нашем городе первым, это уже интересно. Из этого следует, что «кочегаровский» переход был построен все-таки позже. Почему же он сейчас в таком неприглядном состоянии? В марте специалисты КП «Простор» провели обследование, а результаты оформили в виде акта. «Подземный переход находится в неудовлетворительном эксплуатационном состоянии, – говорится в документе. – А именно: покрытие стен и потолка перекрытия имеет трещины и разрушение декоративного слоя штукатурки. Ступени разрушены, нуждаются в капитальном ремонте. Частично отсутствует освещение. Отсутствуют крышки люков на канализационных колодцах. Служебные помещения находятся в неудовлетворительном состоянии. Асфальтовое покрытие требует ремонта. Поручни на ступенях требуют ремонта. Недостаточно урн для мусора. Выводы комиссии: необходимо выполнить ремонт покрытия стен и потолка, ступеней, поручней, освещения, асфальтового покрытия, служебных помещений, установить дополнительные урны».

По словам заместителя городского головы, начальника Центрально-Городской администрации А.А. Ивахненко, машзавод, уже отремонтировавший «свой» подземный переход, взял на себя обязательство отремонтировать и «подземку» на площади Восстания, о чем якобы была договоренность между городским головой и руководством предприятия. Замечу от себя, что администрация «Горловского машиностроителя» данную информацию не подтвердила, но и не опровергла. Так что в порядок привели пока только одну «подземку».

Впрочем, даже если переход на площади Восстания тоже отремонтируют, все равно открытым остается вопрос: что с ним будет дальше? Нравится ли горловчанам такое состояние «подземки»? Когда ее то затапливает, то плиты деформируются, создавая угрозу аварийной ситуации, то все до единой лампы внутри перегорают? Наши читатели предлагают, например, повесить на входе табличку с информацией – кому принадлежит этот объект, и телефоны, куда обращаться в случае обнаружения каких-то неполадок. Предложение интересное, но есть и другое: обязать предприятия, расположенные вблизи площади Восстания, принимать долевое участие в содержании и ремонте. А лично мне, увы, ничего другого на ум не приходит, как взять да и… подарить переход, хотя сейчас такой подарочек вряд ли кому придется по душе. Со слов А.А. Ивахненко, в свое время рассматривалось предложение отдать его в аренду, в частности, художникам, которые думали сделать там вернисаж. Однако посещаемость крайне мала, люди не идут. А предприниматели, занимающиеся торговлей, видимо, считают, что это просто невыгодно. Во всяком случае, в очередь никто не выстраивается. Хотя власти с удовольствием отдали бы переход в аренду.

Кто бывает в Киеве, обращал внимание, что там в подземных переходах в прямом смысле слова не протолкнуться от торговых палаток и киосков. Цветы, сувениры, предметы первой необходимости, горячие бутерброды для тех, кто спешит на работу или прячется от дождя… Чего только не встретишь! У нас же – гулкая пустота и тишина, по которой пешеходы бегут в обе стороны, стараясь не замечать безобразные облезлые стены. Хотя снаружи тем временем какие-то бабушки торгуют, у входа столик притулился с нехитрым скарбом, и киоски, магазины, и все говорит о том, что в торговом смысле место довольно бойкое. Просто парадокс какой-то.

К сожалению, далеко не единственный парадокс, в окружении которых нам приходится жить. Но разбираться с ним придется, если мы не хотим потерять важные для города объекты, как это уже случилось ранее со многими другими, о которых сейчас вспоминаем с сожалением.