Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Как было до 2014-го — уже не будет

Алгоритм действий власти по конфликту на Донбассе перечислил политический эксперт Валентин Гладких.

Украинской власти придется продолжать действовать в условиях нежелания России идти на мирное урегулирование конфликта на Донбассе. И для достижения мира нужно работать в нескольких направлениях. Об этом телеканалу «Дом» рассказал политический эксперт Валентин Гладких.

Он сомневается, что президент России Владимир Путин согласится на встречу с украинским коллегой Владимиром Зеленским.

«Сомневаюсь, что вопреки усилиям украинской власти российская сторона на такую встречу согласится. По-моему, всем становится все более очевидно, что единственный, кто не заинтересован в прекращении войны на Донбассе, — это господин Путин и его окружение. Они не заинтересованы в том, чтобы здесь восстановился мир. Они не для того создавали этот конфликт, чтобы так просто его взять и закрыть. Пока можно будет использовать этот конфликт как болевую точку для давления на Украину, до тех пор они и будут это использовать», — считает политолог.

«А Зеленский и нынешняя власть, когда выступает за то, чтобы встретиться с Путиным, просто демонстрируют свою готовность идти путем мирного урегулирования. И отказываясь от этого, Россия демонстрирует свою неготовность и нежелание идти путем мирного урегулирования», — добавил он.

Читайте также: Россия не является стороной конфликта на Донбассе — Путин.

В этой ситуации у украинской власти есть несколько алгоритмов действия.

«Во-первых, проводить реформы, чтобы улучшать материально-техническое состояние армии. Чем сильнее армия, тем меньше соблазн у противника использовать свою армию для достижения политических целей», — сказал Гладких.

Второе — улучшение жизни людей в результате проведенных реформ.

«Это также будет способствовать изменению сознания тех людей, которые оказались в оккупации, либо в аннексированном Крыму. И это будет на тех территориях создавать турбулентность уже для россиян, которые там на сегодняшний день хозяйничают», — продолжил политолог.

Третье — формирование международной дипломатической локации, которая бы обеспечивала поддержку на международной арене мирных инициатив Украины.

«И пыталась бы не то чтобы давить на Россию, но по крайней мере подталкивать Россию к тому, чтобы искать выход из этого конфликта», — добавил Гладких.

Читайте также: В Москве заявили, что РФ никогда не планировала вторжение в Украину.

Кроме этого нужны и политические шаги в Украине, чтобы демонстрировать свою готовность к достижению мира на Донбассе. Например, разработка и принятие ряда законопроектов по этому направлению.

«В парламенте зарегистрировано постановление от господина [Юрия] Бойко о комплексе мероприятий по реализации Минских договоренностей. Это постановление, к примеру, можно проголосовать, так как оно по большому счету ни к чему не обязывает. Тем не менее было бы видно, что мы готовы идти путем политического урегулирования дальше. Можно, в конце концов, начать разрабатывать законы, предусмотренные законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». То есть просто разработать. Никто не говорит, чтобы их сейчас принять или они начали уже действовать. Они не начнут действовать до тех пор, пока не произойдет политическое урегулирование. Но таким образом мы покажем, каким мы видим правовой режим на тех территориях после деоккупации. То есть это все будет снимать также напряжение», — считает политолог.

По мнению Гладких, разработка законопроектов — это приоритетное направление. Потому что за 5 лет конфликта на Донбассе при президентстве Петра Порошенко было очень много разговоров и очень мало реальных наработок.

Читайте также: В Киеве утверждена Стратегия интеграции переселенцев.

«По сути, за 5 лет его президентства было только два закона. Первый — «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». И второй — «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях». Но второй закон к деоккупации никакого отношения не имел. А вот в первом законе есть целая серия нормативно-правовых актов, которые нам придется принять, когда мы будем проводить реинтеграцию», — сказал он.

В связи с этим уже сейчас нужно вести диалог с обществом, чтобы население было готово к тем или иным сценариям урегулирования конфликта на Донбассе.

«На сегодняшний день все пребывают в инфантильном ожидании, что наступит прекрасный день и мы просто восстановим статус-кво, и все будет так, как было до 2014 года. Но статус-кво не будет восстановлено, в любом случае будет какая-то новая политико-правовая реальность. Какой она будет, мы должны были начать думать еще в 2014 году. А мы, к сожалению, об этом в 2021-м только начинаем задумываться», — резюмировал политолог.