Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Кризис заставил искать новые пути и решения

Стены приемной Новогорловского машзавода увешаны дипломами, медалями и грамотами, свидетельствующими об успешном участии предприятия в международных выставках продукции угольного машиностроения, проводившихся в Украине, России, Казахстане в 2004 – 2008 годах.

– В минувшем году, видимо, коллективу НГМЗ было не до выставок, ведь завод практически стоял под влиянием кризиса? – обращаюсь с вопросом к руководителю предприятия В.П. БРАГИНУ.

– Почему не до выставок? Наша продукция была представлена в США, правда, из-за финансовых затруднений смогли направить туда лишь одного представителя – главного конструктора. А в нынешнем году в Донецке пройдет «Уголь-Майнинг-2010», и на заводе уже началась подготовка к участию. Кризис обычно все воспринимают как стихийное бедствие, а он между тем полезен как для общества в целом, так и для предприятий, поскольку заставляет переосмыслить всю предыдущую деятельность, понять, что было сделано правильно, а где были допущены просчеты и ошибки. Если не определены правильные пути выхода из кризисной ситуации, то предприятие может и не удержаться на плаву. Но уж если нужные решения найдены, трудовой коллектив не только выживет, но и закалится, выйдет из кризиса более крепким, конкурентоспособным.

Не скрою, минувший год действительно был тяжелым. Мы ведь в отличие от некоторых других предприятий машиностроения выпускаем новую продукцию, а не ремонтируем старую. А в кризис, как известно, денег на покупку нового нет, поэтому угольные предприятия вынуждены ремонтировать старую технику, даже не мечтая о ее обновлении. В отсутствие заказов нам пришлось ввести жесткий режим экономии. Производственные участки в основном стояли, но конструкторы и технологи трудились каждодневно над поиском нового направления, по которому мы сейчас движемся уверенными шагами. Разработаны новые виды продукции, причем рассчитанной не на наших постоянных потребителей – угольщиков, а на другие отрасли.

– И что же это за новые виды продукции, если не секрет?

– Мы разработали специальную программу – импортозамещение. Одно из ее направлений – средства малой механизации. Это очень обширный рынок, но отечественного товаропроизводителя на нем до сих пор не было, – представлены только импортные изделия. Мы заинтересовались средствами малой механизации для складских помещений. Чертежи уже подготовлены, осваиваем технологию производства этих изделий. Предварительно исследовали рынок. Есть спрос, есть покупатели – это фирмы, специализирующиеся на торговле импортными средствами малой механизации. Они готовы покупать у нас эту технику, если качество и цена их устроят. Вот теперь коллектив интенсивно работает над технологией, чтобы изделия были красивыми, качественными и при этом недорогими. В плане первого квартала этого года один из пунктов – выпуск опытной партии погрузчиков для складских помещений.

– Вячеслав Павлович, все мы в нынешнюю зиму в полной мере испытали, что такое нерасчищенные дороги и тротуары. Может быть, конструкторы завода смогут разработать средства малой механизации для очистки тротуаров от снега и льда?

– Такая разработка на заводе была еще несколько лет назад – ее внедряли совместно с научными работниками автодорожного института. Тогда мы произвели опытные образцы машины для очистки дорог от льда. Можно было бы сделать такой же «ледоруб» и для тротуаров, а также разработать средство малой механизации для очистки тротуаров от снега. Но у наших коммунальных предприятий и у их коллег в других городах не нашлось денег, чтобы купить «ледорубы» для очистки дорог. А потом года три зимы были теплыми и почти бесснежными, и вовсе у коммунальников интерес к механизации пропал. Если покупатель на такую технику появится, то сделать разработки и запустить в производство не проблема.

Тем не менее есть среди последних разработок НГМЗ новинка для жилищно-коммунального хозяйства. Наверное, не только горловчан, а всех жителей отечественных городов и поселков «достали» вечные раскопки, проводимые работниками теплоснабжающих и водоснабжающих предприятий, – ямы, траншеи, горы грунта, после которых надолго, а то и навсегда остаются следы – незаасфальтированные участки дорог, тротуаров, придомовых территорий. Мы предлагаем новую технологию замены изношенных сетей – горизонтальное направленное бурение. Специально разработали бурильную машину, с помощью которой можно бурить на любой глубине тоннели различного диаметра, в которые затем закладываются трубы или кабели, и при этом не повреждается поверхностный участок улицы. За рубежом есть аналогичные технологии, но в нашей стране она впервые разработана. Будет ли спрос? Поскольку данная технология по сравнению с «раскопками» грунта намного экономнее, и приобретенная техника быстро окупится, предприятия должны быть в ней заинтересованы. Тем более что по всей стране износ коммуникаций очень большой, и с каждым годом проблема их замены становится все более острой. Первый опытный образец машины для горизонтального направленного бурения планируем выпустить весной.

– Штаты в прошлом году сокращали или люди сами уходили из-за отсутствия фронта работ?

– Костяк коллектива, наиболее опытных и квалифицированных рабочих удалось сохранить – всего штат сократился примерно на 20%. Не обошлось без отправления в отпуска, введения сокращенной рабочей недели. Сейчас уже пошли заказы, и мы отзываем людей из отпусков, а конструкторы, технологи, ремонтники, отделы снабжения и сбыта работают на полной рабочей неделе.

Сейчас подбираем специалистов в конструкторский отдел, а также технологов, программистов. На заводе должен быть создан собственный центр по разработке новых образцов техники и новых технологий, что-то вроде заводского НИИ. У нас хорошие связи с ведущими институтами-разработчиками, но собственный НИИ надежнее, поскольку дает возможность стопроцентной конфиденциальности наших разработок, сохранения коммерческой тайны, что немаловажно в условиях жесткой конкуренции. Все нормальные предприятия Запада имеют собственные научно-исследовательские базы.

Елена ИСИДОРОВА

Комментарии закрыты.