Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Наши деньги, наш и контроль

В Горловке жильцу многоквартирного дома, столкнувшемуся с недостаточно качественным (или недостаточно полным) исполнением обязанностей со стороны жэка, не стоит с этим мириться. Недавно горисполком принял решение, которое, по идее, должно предоставить жильцу возможность воздействовать на жэк «финансовыми» рычагами.

Иными словами, если не удается повлиять на обслуживающее предприятие жалобами и обращениями, можно попытаться добиться от него возврата хотя бы части той квартплаты, которую вы внесли по тарифу. Для этого городскими властями был утвержден «Порядок перерасчета», в котором предметно разъясняется, какова периодичность перерасчета излишне начисленных средств, по каким конкретно видам услуг, и что может предпринять жилец для своей пользы.

Главный момент, о котором многие забывают, – перерасчет производится после того, как услуги были фактически предоставлены (или не предоставлены), и жэк успел учесть свои затраты отдельно по каждому дому. До 30-го числа месяца, следующего за отчетным, жильцу должны прислать квитанцию, в которой конкретно указано, за какой вид услуг была уменьшена оплата, за какой период и на какую сумму. Этими деталями, кстати, многие жэки до сих пор себя не утруждают, предпочитая выставлять одну общую сумму за все виды пересчитанных услуг. А это неправильно: жилец имеет право знать, сколько ему вернули за освещение подъезда, сколько – за нерегулярную уборку подъезда, сколько – за простой лифта.

Кстати, о лифтах. Перерасчет за простой полагается, если лифт не работал больше трех суток в месяц. По факту каждого простоя представители жэков составляют акты совместно с предприятием, осуществляющим его техническое обслуживание. А жильцу свою жалобу необходимо предъявлять именно жэку, в виде акта-претензии, в котором указывается количество дней простоя. Если жилец просил представителей жэка явиться для составления акта-претензии, а те не пришли, – акт-претензия считается действительным, если его подписали не менее двух жильцов. Документ необходимо передать в жэк, где на протяжении трех рабочих дней должны решить вопрос проведения перерасчета. Или же, в случае отказа, дать потребителю обоснованный письменный ответ.

Если говорить конкретно, то можно ежемесячно требовать возврата переплаченных денег – за плохую уборку придомовой территории и лестничных клеток, энергоснабжение лифтов и систем диспетчеризации в случае простоя, освещение мест общего пользования и подвалов, подкачку воды, техническое обслуживание внутридомовых систем. Вот и все. В принципе не так уж и много.

Поскольку в перечень услуг, которые обязаны предоставлять жэки, входят и те, которые предоставляются всего несколько раз в год (а промывка системы отопления и вовсе один раз в два года), то их и пересчитывать обязаны не каждый месяц, а по итогам года. До 30-го января года, следующего за отчетным, жэк должен подсчитать свои затраты и вернуть жильцу излишне начисленные деньги. Это – уборка подвалов, технических этажей и кровли, дератизация, дезинсекция, обслуживание ДВК, уборка и вывоз снега, посыпка части придомовой территории специальными смесями от наледей, текущий ремонт конструктивных элементов, внутридомовых систем водо-, теплоснабжения и водоотведения, а также текущий ремонт элементов внешнего благоустройства, расположенных на придомовой территории.

В общем, понятно, что основная ответственность за своевременный и правильный возврат жильцам излишней квартплаты возлагается все-таки на жэки. Но и нам с вами тоже есть о чем подумать. Например, о том, как бы исхитриться, чтобы можно было технически осуществлять постоянный контроль и надзор над нерадивыми дворниками, уборщиками подъездов или слесарями, поскольку именно их бездеятельность больше всего бросается в глаза и вызывает нарекания. Ведь работающему человеку, который не может целый день сидеть возле подъезда и уж тем более не в состоянии бегать в жэк каждую неделю, – это по-прежнему проблематично.