Начальником линейного отдела милиции на ст. Никитовка назначен В.А. ДОЛЖЕНКО, ранее возглавлявший отдел общественной безопасности управления МВД на Донецкой железной дороге.
– Вадим Анатольевич, можно ли расценивать подобное назначение как понижение по служебной лестнице?
– Должности равнозначны. Только если раньше в моем подчинении было больше сотрудников, то теперь – меньше, зато ответственности больше.
– Как вы пришли в транспортную милицию, где, как говорится, вся жизнь на колесах?
– Если говорить коротко, привлекали романтика службы в транспортной милиции и желание поддерживать правопорядок. Ну а если более подробно, то когда я еще учился в школе, то здесь, в линейном отделе на ст. Никитовка, в разное время работали мой дядя Михаил Федорович, двоюродный брат Сергей Михайлович. Я часто заходил к ним, поэтому имел представление об особенностях работы, и после службы в воздушно-десантных войсках пришел в милицию. Начинал постовым милиционером, прошел путь от оперуполномоченного до заместителя начальника линейного отдела и работы в управлении.
– На протяжении службы были, наверное, случаи, которые более всего запомнились?
– Конечно. Особенно напряженной была работа в 1997-1999 гг., когда на железную дорогу вышли «металлисты». В первую очередь их интересовали цветные металлы – алюминий и медь. Тогда особенно нагло действовала группа, которая в районе Майорска снимала троллеи. Как выяснилось позже, в нее входили лица, ранее судимые и отбывшие различные сроки в местах лишения свободы. Жили они в поселке шахты № 6-7. Во время одного из «налетов» мы попытались их задержать, но двое сразу же скрылись в лесопосадке, а один, нанеся телесные повреждения милиционеру, сумел от него вырваться и скрыться. Вскоре путем оперативно-розыскных мероприятий удалось установить членов группы. Для их задержания задействовали все возможные силы. Часть сотрудников окружила дом, в котором они нашли свое пристанище, а другая группа должна была войти через дверь. На стук вышла женщина, которая, завидев нас, крикнула: «Шухер!». Ее оттолкнули и бросились внутрь. Ну а там длинный стол, уставленный бутылками и снедью, вокруг которого расположились преступники. При виде милиционеров они стали выпрыгивать в окна, полетели стекла, но здесь их сразу задержали сотрудники, стоявшие в оцеплении.
– А применять оружие в период службы вам приходилось?
– Один раз, да и применением в полном смысле этого слова его назвать нельзя. Когда задерживали одного из «металлистов», то он бросился на меня, попытался вырвать пистолет, пришлось произвести предупредительный выстрел вверх… А вообще-то сотрудники транспортной милиции редко применяют оружие. Причина очевидна – нам приходится работать в гуще людей на вокзалах, в поездах, и любое применение может быть чревато негативными последствиями для окружающих. Поэтому стараемся обходиться без этого.
– Железная дорога и сегодня привлекает «металлистов»…
– И не только. В частности, за последние два месяца нашими сотрудниками задержаны лица, которые занимались хищениями карбамида с вагонов. Кражи производились в основном в районе ст. Горловка. Не утихают хищения угля. Задержаны несколько «деятелей», которые занимались этим на перегоне Байрак – Горловка…
– Однако вернемся к кражам металла. Железнодорожники жалуются на кражи деталей верхнего строения пути и пр. имущества. Но главное – на отказы в возбуждении уголовных дел по данным фактам…
– Только в октябре нами были задержаны несколько лиц, которые занимались подобным «промыслом», и против них возбуждены уголовные дела. Нередко на хищения железнодорожного имущества идут и те, кто ранее совершил иное преступление. К примеру, недавно совместно с сотрудниками Калининского РО задержали несовершеннолетних «металлистов». Оказалось, что на их счету не только «подвиги» на железной дороге, но и грабеж. Причем один из них уже попался второй раз. В прошлом году он совершил хищение деталей верхнего строения пути (болтов и гаек). Вроде бы мелочь, но на железной дороге мелочей не бывает, ведь от них зависит безопасность движения поездов, жизнь и здоровье пассажиров.
Что касается отказов в возбуждении уголовных дел, то происходит это в том случае, когда стоимость похищенного не превышает 86 грн. Таков ныне «порог» для их возбуждения и привлечения преступников к уголовной ответственности по ст. 185 УК (кража).
– А как обстоят дела с выявлением административных правонарушений?
– С начала года нашими сотрудниками составлено 1756 админпротоколов, из них около 1 тысячи – распитие спиртных и слабоалкогольных напитков на вокзалах, перронах, в поездах. Среди остальных – нарушения правил проезда, мелкие кражи, мелкое хулиганство и пр.
– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать сотрудник транспортной милиции?
– Быть честным и добросовестным, требовательным к себе, чутким и вежливым, знать законы и, разумеется, быть психологически устойчивым к нештатным ситуациям.