Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Ограниченная доступность

На инвалидных колясках в Горловке передвигаются 532 человека. Но часто ли мы их видим на улицах? Нет, потому что проехать по ним они просто не в силах, выезд за пределы дома для людей становится испытанием на прочность.

Закон о социальной защите инвалидов обязывает обеспечить доступность для них всех мест общественного пользования. Увы, даже не во всех больницах и поликлиниках, особенно окраинных, имеются пандусы, а многие из тех, что есть, сделаны «на глазок», без учетов реальных параметров коляски, угла подъема, без наличия поручней и т.д.

– Это особенно огорчает, – говорит 34-летний Сергей Цяпа. – А что касается улиц, то относительно спокойно можно проехать лишь по проезжей части, так как на тротуарах съезды есть далеко не везде, но это всегда риск как для колясочника, так и для водителей.

С большими проблемами горловские инвалиды сталкиваются при проезде в городском транспорте. Горловские автобусы, трамваи, троллейбусы для них не приспособлены абсолютно. Остается такси, но и здесь часто возникают недоразумения. Как рассказал Дмитрий Долженко, ему несколько раз приходилось вызывать машину для поездки на вокзал. Приехавшие водители заявляли о том, что их транспорт неприспособлен для таких перевозок, так как не помещается сложенная коляска. После этого диспетчер сказала, чтобы предупреждали заранее, в таком случае, мол, подъедет грузовое такси. Но когда дошло до дела, Дмитрию попросту отказали. А вот Сергей Цяпа говорит, что теперь он пользуется услугами фирмы, где его уже знают. На вызов приезжает грузовое такси и, что особенно радует, с колясочников за проезд берут плату по обычному тарифу, а не по грузовому.

Специальные «газели» с подъемниками есть в двух терцентрах, и, как сообщили в отделе социальной защиты населения, инвалидам они не отказывают, хотя по положению таким транспортом он может воспользоваться два раза в месяц при поездке в больницу, на вокзал, к месту учебы и т.д. Всего за прошлый год этой услугой воспользовались 362 человека. Но в терцентр надо обращаться в рабочее время, а иногда выехать по необходимости инвалиду нужно рано утром или вечером. Да и, как они считают, схема подачи заявки неудобная – нужно обращаться за неделю, дальность поездки при этом ограничена, к тому же не всегда гарантировано наличие бензина. Поэтому, наверное, очень хорошо бы было расширить эту услугу, и в горисполкоме, как мне сказали, разрабатывается программа создания инватакси, которое вообще для этой категории граждан будет бесплатным.

Далее. У прибывшего на вокзал инвалида возникают сложности иного характера – помочь ему сесть в автобус или поезд оказывается некому. Дмитрию Долженко, который учится в другом городе и состоит в параолимпийской сборной по баскетболу, часто приходится сталкиваться с такими ситуациями. Особенно обидно, говорит, когда на улице мороз, а у него перед носом закрывают двери.

На горловском автовокзале начальник А.А. Гречко в ответ на это обращение сказал, что посадочной бригады у них нет. Занести человека в автобус и разобрать коляску помогают водитель и контролер. Если такой пассажир едет из Донецка с Южного автовокзала, то контролер или администратор по телефону предупреждают горловчан о том, что его нужно встретить. Для инвалидов на коляске возле обычной кассы открыли специальное окошко с кнопкой вызова. Но, со слов кассира, за год у этого окошка они видели лишь одного пассажира-инвалида. Почему не пользуются? На мой взгляд, подъехать к нему затруднительно. Со стороны сквера имеется пандус, но серьезным препятствием являются порожки в дверях здания. Они хоть и небольшие, но для людей в инвалидных колясках – непреодолимы. Весной якобы здесь планируется реконструкция, но что будет сделано и будут ли при ее проведении учтены запросы инвалидов, Андрей Анатольевич не сказал.

На вокзале Никитовка, где недавно выполнен ремонт в пригородном зале, сделан он был с учетом нужд людей в инвалидных колясках. В перспективе проектом предусмотрено оформление комнаты для инвалидов и туалет. Как сказал начальник вокзала И.Н. Чернышевский, имеются пандус, поручни. Первый и пятый переходы на платформы сделаны так, чтобы можно было беспрепятственно попасть на перрон вплоть до четвертой платформы. Этими переходами также пользуются люди с кравчучками, детскими колясками, удобно также тем, у кого дорожные сумки имеют колеса.

– Для перевозки пассажиров с особыми потребностями подаются вагоны со специальной платформой, чтобы можно было заехать в вагон на инвалидной коляске, – сказал Иван Николаевич. – Если ожидается такая поездка, нужно хотя бы за трое суток сделать соответствующую заявку, чтобы такой вагон включили в состав. Но если даже этого не будет сделано, у нас есть бригада, которая поможет осуществить посадку. На вокзале также имеется инвалидная коляска для того, чтобы транспортировать пассажиров, которых привезли на собственном транспорте либо бригады «скорой». Примерно то же самое мне рассказали на вокзале Горловка. Со слов железнодорожников, все требования по перевозке пассажиров с особыми потребностями они стараются выполнять.

А как быть с автобусами? За комментариями я обратилась к одному из перевозчиков.

– Если обращается инвалид, то водитель должен оказать ему всяческую помощь, если этого не произойдет, то люди могут обращаться к нам и мы примем меры, – сказал директор ООО «Горловское АТП» И.В. Скляров. – Специально для инвалидов на заводе мы переоборудуем автобусы, что подразумевает наличие подъемника и расширенной задней двери. На 76-м маршруте «Горловка – Донецк» будет два таких автобуса.

И все же, если говорить о ситуации, характерной в целом для города, можно сделать вывод: делаем мы для того, чтобы они не чувствовали себя на обочине жизни, мало.

– За границей все абсолютно не так, как у нас, – с горечью говорит Дмитрий Долженко. – Там инвалид может попасть в любое место, в чем я неоднократно убеждался, а проехать по европейским улицам в инвалидной коляске не вызывает каких-то проблем. Отношение людей к инвалидам тоже другое: если на улице или в общественном месте что-то не так, обязательно подойдет посторонний человек, который спросит, не нужна ли помощь.