День программиста – праздник, который отмечается на 256-й день года. Это число (два в восьмой степени) выбрано не случайно, именно такое количество чисел или символов можно выразить одним байтом (минимальная единица хранения и обработки данных). Зачастую профессия программиста ассоциируется исключительно с персональными компьютерами и написанием программ для них, но это не так. Через их руки проходит множество электронных устройств: от дистанционных пультов до промышленных станков. И после определенных «разъяснений» машины начинают понимать команды людей. Корреспондент «Кочегарки» пообщался с инженером-программистом из Горловки Денисом КУЗИНЫМ.
– Денис, как становятся программистами?
– Не могу ответить за всех, но я и многие мои знакомые – случайно. Сначала появился компьютер, потом занятия по информатике в школе, в итоге это затягивает и занимает все свободное время. Если у человека есть творческая жилка, то подобное занятие приходится по вкусу и уже сложно сменить профессию.
– С компьютером проще общаться, чем с людьми?
– Первые программисты были «математиками», которые работали исключительно с машинами, – им было сложно с людьми. В настоящее время первичное накопление алгоритмов прошло, и сейчас приходится больше общаться непосредственно с заказчиками. Хотя проблем с менеджментом в нашей сфере хватает.
– В смысле?
– Например, клиент может быть отличным «продажником», но при этом плохим лингвистом. Фразу «мне нужна в левом углу зеленая кнопочка на желтом фоне, которая открывает сиреневое окошко» можно воспринять по-разному. Необходимы люди, которые могут перевести на понятный язык и разъяснить обеим сторонам, что требуется и возможно ли подобное. За рубежом это обычная практика, а у нас пока все в стадии зарождения.
– Случались ли курьезные случаи из-за недопонимания?
– Не только из-за этого… Как-то написал программу для жителя Германии. Он мне сообщает, что программа при работе выдает какую-то ошибку. Так как немецкий язык знаю плохо, то общались через электронную почту с помощью переводчика. Написал ему, чтобы прислал фотографию того, что появляется на мониторе. И немец прислал… после того, как сфотографировал, распечатал и отсканировал фотографию! Хотя достаточно было нажать пару клавиш и вставить рисунок в письмо. Уже потом в беседе выяснилось, что он строго разделяет понятия «скриншот» (электронный снимок изображения на мониторе) и фотография, в общем, педант.
– Сколько времени необходимо, чтобы стать хорошим специалистом в вашей сфере?
– Американцы подсчитали, что на подготовку необходимо десять лет. На самом деле, с теорией проблем нет – прочитал одну книжку и уже имеешь какой-то уровень знаний, даже на работу устроиться можно. Но при обучении более насущная проблема – отсутствие практики. Некоторые вузы начинают сотрудничать с крупными организациями – разработчиками программного обеспечения, это выводит обучение на новый уровень. Тем не менее всем постоянно приходится совершенствоваться и учиться, чтобы идти в ногу со временем. Помогают в этом личные встречи с коллегами, участие в конференциях и изучение профессиональных блогов в сети.
– Кроме основной работы занимаетесь программированием для души?
– В 90-е был «шароварщиком» (люди, которые пишут условно-бесплатные программы), но на этом пути в нашей стране множество проблем. Основная из них – пиратство. Напишешь программу, купят несколько ключей к ней – и на этом все. Вот и получается, что работал больше «для души», чем для заработка. Хотя и в этом оказались позитивные моменты: пользователи – лучший контроль качества, поэтому они помогали пополнять мои знания, подкидывали оригинальные идеи и т. д.
– Какие мечты у программистов?
– Да как и у всех остальных – потребности у всех более-менее одинаковые. Разве что больший уклон идет на технику и гаджеты (специализированные приборы, расширяющие функциональность устройств).
– А творческие планы?
– Они больше похожи на проклятие. Их можно расписать на несколько лет вперед – что хотелось бы изучить, написать, но в реальности на все катастрофически не хватает времени и средств. Поэтому мои замыслы идут под кодовым именем – творческий план «Мечта» и с надеждой, что когда-нибудь их удастся воплотить в жизнь.
– Секрет, что за такие глобальные замыслы?
– Нет. Хотелось бы написать универсальную систему управления или на худой конец многопользовательскую игру, максимально приближенную к реальности.
– Но это довольно-таки сложно и объемно.
– В отличие от реальной стройки здания, в программах нет ограничений – можно писать, расширять и дополнять практически бесконечно. Все ограничивается лишь наличием свободного места на диске компьютера, полета мысли, воображения и знаний, так что поле деятельности огромно.