Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Детский вопрос о жизни и смерти

Недавно застала знакомую за утешением четырехлетней дочери Оленьки. Девчушка увидела похоронную процессию во дворе и спросила соседку о том, почему люди «выстроились в очередь» и плачут. Та без обиняков сообщила: «Это бабушка Валя с третьего этажа умерла». «Как это – умерла?» – не поняла Оля. «Так со всеми людьми бывает: вырастут, постареют и умрут». – «И я?». «И ты. Но не бойся, – спохватилась соседка, – это еще не скоро». Для малышки было откровением узнать о собственной смертности, она испугалась и расплакалась.

Американские психологи выявили, что в среднем к двадцати одному году (совершеннолетию по западным меркам) человек видел 13000 смертей на экране и ни одной реальной, в своей обычной жизни. Это потому, что родители считают: не следует ребенку присутствовать на похоронах, образ смерти может привести его к эмоциональным расстройствам или даже невротическому состоянию. У нас часто поступают так же, детей на похоронах почти не увидишь. Совсем крохи, лет 3-4-х могут вообще не воспринимать смерть как исчезновение из этого мира. Например, мой сынишка в этом возрасте был уверен, что люди стареют, а потом снова становятся маленькими. Более глубокое осознание приходит чуть позже, дети начинают принимать и собственную впечатлительность, и реальную ограниченность жизни. По мнению специалистов, в период от шести до десяти лет ребенок осознает, что смерть – часть законов, которые управляют миром. В подростковом возрасте понятной становится и очевидность собственной смерти.

Тема эта очень деликатная, но обойти ее все равно никак нельзя. Лучше самому мягко объяснить некоторые моменты, чем это сделает, не особо задумываясь, кто-нибудь посторонний. Чтобы в сознании все устоялось и утряслось, чтобы ребенок начал вовремя психологически взрослеть, со стороны взрослых необходимы совместные раздумья. Над вопросами устройства мира, присутствия в нем добра и зла, возможности выбора человеком своего пути. И необходимо все это детям еще в дошкольном возрасте. А еще, думаю, детские философские вопросы о жизни и смерти нужны и взрослым – чтобы окинуть взглядом уже прожитый отрезок земного пути, подумать о приоритетах, ценностях и том следе, который останется после…

Своими размышлениями на данную тему с нами поделились воспитательницы детских садов, имеющие большой опыт общения с малышами.

Вероника Викторовна ФИЛАТОВА, педагогический стаж – 22 года, д/с № 127:         – Думаю, что специально затевать разговор о смерти не стоит. Но если ребенок подойдет с расспросами, необходимо поговорить. И обязательно учитывать его характер, эмоциональный настрой: действительно, при мысли, что он умрет, у одного может быть истерика, а другой воспринимает это достаточно спокойно. Главное – как преподнести информацию. В общем-то в повседневной жизни дети сталкиваются со смертью: кот задавил мышь, птенчик выпал из гнезда – они уже не живы. На похоронах, я считаю, маленьким детям делать нечего, но если умер, к примеру, дедушка, – к гробу обязательно нужно подвести и показать. Ведь как потом объяснить, куда он делся и почему не приходит? Из опыта знаю, что правильнее всего быть честными с детьми.

Наталья Владиславовна БАБАК, педстаж – 20 лет, д/с № 102: – Дети совершенно нормально воспринимают информацию о том, что умершие родственники улетели на небо и оттуда наблюдают за тобой. Если все спокойно объяснить, то дети воспринимают смерть как естественный процесс. Вообще лет до шести малыши часто воспринимают умирание как некий жизненный ритуал. Малыши воспринимают скорее форму, чем содержание, но впоследствии это дает им возможность легче пережить утрату близкого человека.