Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Как найти выпускнику рабочее место

В Горловке на очередном заседании коллегии службы по делам детей обсуждался вопрос о трудоустройстве выпускников ПТУ – сирот и детей, лишенных родительского попечения.

Около четверти из них летом поступили в техникумы и вузы, остальных же ожидали рабочие места. Правда, условные – хотя существуют договоры предприятий с ПТУ и лицеями о приеме их выпускников, тем не менее делают они это крайне неохотно. Основной мотив, который звучит при этом, мол, нет у ребят опыта работы. Вот и предлагают некоторым юношам и девушкам оформляться учениками с соответствующей зарплатой или вообще работу не по специальности. Практически 50% выпускников вынуждены переучиваться, не имея возможности в полной мере реализовать полученные в ПТУ или лицее знания и умения. А тех, кому таки удалось устроиться по специальности, приняли на предприятия, где зарплата выплачивается с большими задержками или не в полном объеме.

Это крайне негативно отражается на моральном состоянии вчерашних выпускников, которые до этого находились на полном государственном обеспечении, постоянно имея в кармане деньги и т.д. Теперь же они столкнулись с реальной жизнью, к которой оказались неподготовленными. Как результат, проработав несколько недель, а то и дней, рассчитываются с работы. А ведь государство затратило на их обучение и воспитание значительные средства, не получив, выходит, взамен необходимой отдачи.

Есть, оказывается, и такой «шкурный вопрос»: все выпускники, предоставившие подтверждения о трудоустройстве, получают пособие – 6 прожиточных минимумов. Иными словами, проработав один день, можно получить пособие и… покинуть место работы. Чтобы прожить, полученных средств на определенное время хватит. Но что дальше? Увы, есть все основания опасаться, что можем потерять этих юношей и девушек как создателей материальных ценностей, не говоря уже о фактически выброшенных на ветер бюджетных средствах.

Если оставить в стороне чисто психологические мотивы – желание или нежелание работать, привычку к постоянной опеке, то суть проблемы в том, что наши ПТУ и лицеи готовят рабочих без учета потребностей рынка труда, который постоянно меняется. К примеру, предприятия испытывают большой недостаток в рабочих машиностроительной отрасли, тех же токарей высокой квалификации и т.п. Разумеется, учреждения профессионально-технического образования должны готовить те кадры, которые необходимы промышленности города сегодня, а не гнать по старинке «вал» специалистов, которые не найдут работу. Для этого им необходимо действовать совместно с Центром занятости, который располагает данными о потребностях народного хозяйства в тех или иных специалистах. Конечно, открыть новую специальность в ПТУ или лицее не так просто, надо пообивать пороги министерств и ведомств, найти преподавателей, но «овчинка», думается, стоит выделки. Что касается выплаты пресловутых пособий при трудоустройстве, наверно, правильнее было бы выдавать их не сразу по предоставлении справок о трудоустройстве, а месяца через три, когда вчерашний выпускник освоится на рабочем месте и будет воспринимать себя частью трудового коллектива.