Самому свежему самолету наших политиков – около 30 лет. Об этом заявил бывший глава Управления госохраны Валерий Гелетей.
«В Украине нет такого понятия, как президентский самолет, как скажем в США. Там на определенном самолете летает только президент. У нас на одном и том же борте может летать и президент, и премьер, и глава ВР. Одно из требований безопасности – если в воздухе одновременно президент и премьер – не садить их самолеты в одно и то же время, чтобы в случае катастрофы страна не лишилась сразу обоих лидеров», – рассказал Гелетей «Газете по-киевски».
Бывший руководитель Управления государственной охраны указал на большой износ летного парка первых лиц Украины. Исправить ситуацию должен американский «Аэробус».
«Самому «свежему» Ил-62М около 30 лет. Когда я работал в УГОУ, сплошь и рядом случалось, что борт готовят для президента или премьера и в последний момент нужно искать замену – отказывало то или иное оборудование. Помните случай в конце 2008 года, когда у президентского борта в первые минуты после взлета отказала система планирования (закрылки подвели). Пришлось аварийно садиться в «Борисполе» и менять самолет. Тогда премьеру Тимошенко пришлось лететь в Москву чартером, потому что президент улетел на резервном Ил-62. Сейчас в США дорабатывают новый президентский «Аэробус», который закуплен был еще при Ющенко, его должны были поставить еще к 24 августа 2009 года, но затянули сроки», – рассказал он.
Как сообщает газета «Дело», приобретение Airbus A-319 обошлась государственной казне в 68 миллионов долларов. Сегодня авиапарк высшего эшелона страны состоит из пяти воздушных суден. Из них Ту-134 должен быть списан в этом году, Ил-62 — в следующем (оба произведены в начале 1980-х), а Ан-74 не может подняться в воздух — для его ремонта нет запчастей.
Авиапарк высшего эшелона власти Польши состоит из двух самолетов Ту-154М еще советского производства. Лайнер, на котором разбился президент Польши Лех Качиньский, был выпущен в июне 1990 года и эксплуатировался уже 20 лет.
Президент России Дмитрий Медведев в своем распоряжении имеет два самолета Ил-96-300 1995 и 2004 годов выпуска. Нынешнего главу Белого дома Барака Обаму перевозят два Boeing VC-25A (747-2G4B), построенные в 1987 году. Канцлер Германии Ангела Меркель для полетов использует Airbus A310-304 1989 года, а также Canadair CL-600-2A12 Challenger 601 1986 года. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад пользуется для полетов Boeing 747SP-86 1979 года выпуска.