Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Поход на марафонскую дистанцию

27 СЕНТЯБРЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТУРИЗМА

На протяжении трех десятилетий в сентябре отмечается Всемирный день туризма. Этот праздник, пожалуй, касается каждого, кто хоть раз ощутил себя путешественником, а ведь для этого достаточно выбраться из будничной суеты на берег реки, в лес или в другие места, которыми так богат наш край. В преддверии Дня туризма корреспондент «Кочегарки» попробовал свои силы в одиночном походе «марафонской» протяженностью, т.е. более четырех десятков километров.

Так уж сложилось, что мое увлечение пешими прогулками появилось давно – еще в детстве с друзьями преодолевали пешком по 5 км в одну сторону, чтобы порыбачить на Горловском море. Да и вообще мальчишеское любопытство зачастую подстегивало исследовать территорию вокруг, порой в значительном удалении от дома. Со временем такие походы стали привычными, при этом протяженность маршрута в 10-15 км практически не вызывает физической усталости, а лишь оставляет положительные эмоции.

Однажды, возвращаясь на автомобиле из Константиновки в Горловку, меня посетила мысль: а смог бы человек без особой подготовки пройти это же расстояние пешком? Для профессионального бегуна преодоление марафонской дистанции в 42 км 195 м занимает чуть более двух часов, а сколько понадобится времени «городскому туристу»?

…Подготовка к предстоящему переходу не заняла у меня много времени – рюкзак заполнили два телефона, навигатор, фотоаппарат, блокнот, пара ручек, несколько шоколадных батончиков и яблок, литровая бутылка с водой, запасная пара обуви и кепка. Можно сказать, что спартанский набор вещей, но зачем брать больше, ведь идти придется не по безлюдной пустыне. Общий вес заплечной сумки получился сравнительно небольшим – около 3,5 кг. Настроиться к эксперименту психологически оказалось сложнее – за пару дней до похода не возникало и тени сомнения в его успешности, а вот накануне, как говорится, забил мандраж. Предстоящие четыре десятка километров стали пугать – вдруг не получится? Впрочем, нервозность прошла, как только я сел в электричку Дебальцево–Красный Лиман и отправился в сторону Константиновки. Это направление было выбрано потому, что дороги и села в этом районе мне отчасти знакомы, поэтому добраться домой в случае форс-мажора будет проще.

Через пару часов поездки я оказался на перроне остановочного пункта Дмитриевка, который расположен в Константиновке. Местом старта он был выбран из-за того, что по карте от него до Горловки как раз и получалась марафонская дистанция – около 42 км. Первые полтора часа пути пришлись по константиновским улицам. В течение получаса был выбран оптимальный темп ходьбы, при котором не сбивалось дыхание, а замеры при этом показали среднюю скорость моего передвижения – 5,5 км/ч.

Как-то незаметно пробежали мимо несколько центральных и десяток второстепенных улиц, железнодорожный и автобусный вокзалы, центральный рынок и шумная, пыльная городская черта осталась позади. На окраине передо мной открылся вид распаханных полей и только где-то на горизонте, едва различимые, возвышались терриконы дзержинских шахт.

Первая половина пути прошла довольно-таки буднично – за спиной осталось около 20 км дорог, пройденных за 4 часа. За это время довелось пройти небольшое село Предтечино и Белая гора, а также несколько заброшенных и разрушенных подсобных хозяйств, водоемов и т.п. Кроме того, набрел на природный заказник местного значения – Еленовский лес площадью несколько сотен гектаров. Углубляться в него не стал, лишь сделал пометку на навигаторе, может, приеду потом на экскурсию. Мне, как городскому жителю, было довольно-таки необычно окунуться в звенящую тишину, которую лишь иногда нарушали полевые птицы. Впрочем, к наслаждению окружающими видами неожиданно добавилось менее приятное ощущение – от нагрузки начала болеть растянутая несколько лет назад мышца на правой ноге. В следующее на моем пути село Дылеевку я вошел уже прихрамывая. Здесь местные жители позволили пополнить из колодца мои заканчивающиеся запасы воды и рассказали за это время пару местных историй.

Чем ближе приближался к родному городу, тем меньше оставалось сил. При этом с каждым шагом увеличивался соблазн досрочно закончить поход и сесть в автобус Дзержинск – Горловка. Но как-то доковылял до железнодорожной станции Магдалиновка, где сделал первый привал. В зале ожидания оказалось пусто – недавно уехала электричка на Никитовку, а следующая по расписанию останавливается здесь лишь через 2,5 часа. «Отлично, – подумал я, расположившись на деревянном сиденье. – Значительно лучше, когда меньше соблазнов». Через час, немного отдохнув, снова двинулся в путь.

Честно говоря, к этому времени удовольствия от похода уже практически не осталось. Основной движущей силой стал тот факт, что вряд ли мне еще раз захочется пройти пешком маршрут такой протяженностью, поэтому нужно сделать это сегодня. Для того чтобы психологически разгрузиться, на навигаторе замерял расстояние до промежуточных точек и успокаивал себя тем, что три километра – мелочь в сравнении с пройденным до этого. Кроме того, старался держаться подальше от соблазна – автомобильной трассы. В течение трех часов остались позади Майорский пост ГАИ, авторынок, конечная остановка автобуса маршрута № 100, станция Никитовка, Гольмовский поворот, и каждый раз приходилось бороться с желанием сдаться. Благо, что в это время открывалось второе-третье-десятое дыхание. В конечном итоге к подъезду многоэтажки, где я живу, подходил уже в вечерних сумерках. Общее время, которое провел в походе, – 11,5 часа, длина маршрута – 47,1 км, т.е. сделал около 63 тыс. шагов. Разница высот точки старта и точки финиша – 187 м, т.е. около 60-ти этажей стандартной девятиэтажки.

Думаю, будет интересно узнать мои физические ощущения утром. Да, ноги «гудели» и сделать первый шаг было невероятно больно. Впрочем, лучшим лекарством оказалась … ходьба. На следующий день я сел за руль автомобиля, и мы поехали за грибами, в лес, расположенный в полутора сотнях километров от нас. Неспешная прогулка и «гимнастика» в виде наклонов и приседаний сделали свое дело – боль стала не так выразительна и терпима. Кроме того, спустя несколько дней мне уже не кажется безумием повторить поход подобной протяженностью в следующем году, тем более что практический опыт уже есть.

На снимках: маршрутная карта; дорога, уходящая вдаль; камень у входа в заказник.