Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Слушаем песни — изучаем историю

В Горловке неделя истории в школе № 48 завершилась встречей с учителем из Донецка Федониным Александром Рафаиловичем. Он представил школьникам необычный учительский «продукт» — историю Великой Отечественной войны в песнях военных лет. Так ребятам о войне еще никто не рассказывал!

Выстроенные в хронологической последовательности песни о войне сопровождались кадрами военной хроники, иллюстрирующими определенный период времени или событие. Песни звучали без «купюр», так, как слышали их в далекие 40-е годы прошлого столетия. « Если завтра война», «Поднимайся, народ», « В бой за родину»… В звучавших песнях современным ребятам  понятно не все. Ну кто бы мог подумать, что в лирической песне под названием  «Принимай нас, Суоми- красавица» речь идет о периоде военных действий  Красной армии с Финляндией.

Словно навигатор, пробираясь с современными школьниками сквозь тревожное военное время, Сергей Рафаилович не назидает, не говорит штампами, а приглашает к исследованию исторических источников, в роли которых выступают песни, плакаты, кадры кинохроники.

Всего в проекте задействовано 45 песен, цикл рассчитан на 5 учебных часов. Автор моделирует материал в соответствии с задачами, аудиторией, техническими возможностями.

За время общения горловских учеников с историком сложилась доверительная  атмосфера, позволившая задать такие вопросы, которые не успели ребята  выяснить у своих членов семьи – очевидцев  военных событий.

Учитель Федонин С.Р. преподал коллегам — историкам, воспитателям  мастер- класс, соединив мастерство  повествователя с исследователем – профессионалом.

Необычная встреча позволила детям  внимательнее относиться к жизни, тщательнее и бережнее всматриваться в нее, наблюдать за живыми процессами истории. Убедила в том, что зная общие законы исследования, можно не поддаваться влиянию исторических стереотипов чрезмерно политизированной истории, а самостоятельно сформировать личное мнение, которое будет основано  на  фактах, сопоставлениях,  многообразных и порой противоречивых сведениях.

Учителя же искренне позавидовали увлеченности  своего коллеги, умению синтезировать  педагогичесие приемы, а главное – «заражать» историей , поиском истины, стремлением сделать свой труд полезнее.