Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

«Соло» для фортепиано

Музыку, звучавшую на сольном концерте преподавателя музыкальной школы № 1 Н.В. Часовской, по нынешним временам очень редко можно услышать в «живом» исполнении.

Имена композиторов – Шостаковича, Рахманинова, Кабалевского, Скрябина, некогда бывшие у всех на устах, большинству из нас представляются сегодня чем-то далеким, из времен бабушек и дедушек. Если спросить молодых людей, слышали ли они когда-нибудь их музыку, – скорей всего увидишь удивление в глазах: а где ее можно услышать? Ведь даже дисков с классикой, которые можно бы послушать с помощью компьютера, почти нет в продаже. Да и можно ли вообще сравнивать живое инструментальное исполнение с тем «электронным» вариантом, который дает компьютерная «акустика»?..

На концерте Натальи Часовской для меня, так же, как и для других слушателей, многие исполняемые ею произведения стали открытием. В первую очередь – концерт для скрипки с оркестром «До-мажор» Д.Б. Кабалевского, ч.1, в переложении для скрипки и фортепиано. Играла она его вдвоем с ученицей 7-го класса струнного отдела, скрипачкой Олесей Опалюк. В прошлом году Олеся уже исполняла этот концерт вместе с симфоническим оркестром Ялтинской филармонии, заняв, кстати, на конкурсе первое место.

Музыкальную школу № 1, которая отмечает в этом году свой 60-летний юбилей, с Д.Б. Кабалевским связывает много. Поклонники классической музыки помнят конкурс, посвященный великому композитору, что сам он, пока был жив, приезжал в Горловку, лично был знаком с преподавателями. В частности, именно по рекомендации Кабалевского Наталья Часовская поступила в Ленинградское музыкальное училище. Поэтому всегда будет считать его человеком, оказавшим большое влияние на всю ее творческую биографию. Даже несмотря на то, что сейчас в числе ее достижений многочисленные собственные победы на всеукраинских и международных конкурсах, звания лауреата престижных фестивалей, и т.д. и т.п. А может, как раз по этой причине она причисляет великого композитора к числу своих учителей.

Однако в программу концерта вошли и другие, тоже редко исполняемые произведения. Например, прелюдия и фуга ре-минор Д. Шостаковича, которая, если перевести на понятный язык, представляет собой что-то вроде «высшей математики» в музыке. Каким уровнем таланта необходимо обладать, чтобы один-единственный рояль обретал звучание целого оркестра, понимают, наверно, только профессионалы. Обычным слушателям остается лишь удивляться да благодарить исполнителя аплодисментами.

Как и обещала, Н.В. Часовская включила в число исполненных произведений А. Скрябина, И. Брамса, М. Равеля. В заключительной части, которая, по выражению ведущей концерта И. Шимановой, стала его «вальсовым финалом», пианистка отдала дань великому польскому композитору Фридерику Шопену. А вот почему из его обширного наследия был выбран именно вальс, объяснять не надо. Достаточно просто услышать, особенно тот, который озаглавлен «До-диез-минор», – самый знаменитый и, на мой взгляд, самый красивый из всех, которые им были созданы.