Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Умей защищать свои права

Защита прав потребителя – тема болезненная. В первую очередь потому, что нарушений в этой сфере больше, чем надо. Вот и сетуем мы, кто на качество продукции, кто на нечестных продавцов, а кто и на… закон «О защите прав потребителей». Наверное, все это имеет место быть, в частности, новая редакция закона действительно ограничила права покупателя. Поэтому некоторые наши читатели и считают, что добиться удовлетворения возникших претензий в подобных условиях просто невозможно.

– В конце прошлого года я купила в одном из магазинов спальный гарнитур, – делится своей бедой Валентина К. – При сборке выяснилось, что матрас не подходит к кровати, гарнитур не полностью укомплектован. Ни о каком паспорте на мебель никто даже и не заикался, только выдали чек с подписью продавца. Я обратилась в магазин. После разбирательства мне пообещали заменить матрас. Однако вместо ортопедического предоставили обычный, а из разницы в стоимости в 300 грн. вернули почему-то всего 120 грн. Я обратилась в отдел по защите прав потребителей. Мне порекомендовали написать заявление, что я и сделала, но пока результатов нет…

Олег Иванович пожаловался на поломку пылесоса во время действия гарантийного срока:

– Я сразу же отнес его в сервисный центр. Там сказали, что дело в фильтре и что они закажут новый на заводе. Обещали сделать через две недели, но прошел уже месяц…

– А у меня другая беда, – говорит Оксана Евгеньевна. – Заказала пластиковые окна и двери. В положенный срок, как вы догадываетесь, их не доставили. Что удивительно – делали их почти два месяца…

Разъяснить сложившиеся ситуации я попросил начальника отдела по защите прав потребителей С.П.Попова.

– В этих случаях, – ответил Сергей Петрович, – продавцами нарушены ст.15 закона «О защите прав потребителей», которая предусматривает право на информацию о продукции, товаре, и ст.10, устанавливающая права потребителей в случае нарушения условий договора при исполнении работ (предоставления услуг). Потребители поступили верно, обратившись с претензиями непосредственно к продавцам. Но поскольку обращения в основном были в устной форме, то и результат оказался предсказуемым – никто не предпринял действий, направленных на восстановление прав потребителей. Учитывая сложившуюся практику, мы обычно рекомендуем в таких случаях обращаться к недобросовестным продавцам в письменной форме, при этом у потребителя должен остаться документ, подтверждающий получение продавцом претензии (почтовое уведомление либо второй экземпляр заявления, с подписью продавца и датой его получения).

– И это дает результаты?

– Как правило, да.

И этот ответ нашел подтверждение. Через несколько дней в редакцию позвонил Олег Иванович:

– Все в порядке. Я обратился непосредственно к директору магазина и указал, что в инструкции по эксплуатации пылесоса ничего не сказано, что фильтр может часто забиваться. Мне вернули деньги…

– Я сослалась на ст.10 закона «О защите прав потребителей», – сообщила Оксана Евгеньевна, – указав, что за каждый день просрочки компания должна мне выплачивать неустойку в размере 3 % от общей стоимости заказа. И, представьте, помогло! Даже с выплатой не пришлось ждать – через несколько дней мне предложили приехать за деньгами.

А вот Валентина К. так и не позвонила. Как сказали в отделе по защите прав потребителей, продавец ей попался упрямый и понадобилось вмешательство специалистов отдела…

– В прошлом году к нам обратились 739 человек, у 566-ти жалобы были обоснованы и удовлетворены, им возвращено более 220 тыс. грн., – говорит С.П. Попов. – А уже с начала нынешнего года в отделе побывали 105 человек, 86 жалоб на сумму почти 30 тыс. грн. удовлетворены…

Но это не значит, что нет и иных нарушений закона. Особенно это проявляется на рынке.

– Уже не знаю, кому и жаловаться, – поделилась своей точкой зрения Валентина Ивановна. – Обвес стал повальным явлением. И на рынках, и в магазинах. Разница только в том, что в одном месте меньше обвешивают, а в другом больше. Причем, бывает, с улыбкой на устах…

Мнение, разумеется, субъективное, но многие, думается, сталкивались с подобной бедой. Как нас обвешивают? Способов, увы, более чем достаточно. Самый простенький – использование двойных пакетов или толстой, тяжелой бумаги при взвешивании небольших порций легкого и дорогостоящего товара. Неплохо «проходит» обвес и с теми, кто покупает продукты нескольких видов. Здесь он происходит за счет скорости наложения и снятия товара с весов. Начинающие «бизнесмены» используют фокус с магнитом, который крепят с обратной стороны чаши, – стрелка качается сильнее и наращивает вес. Более поднаторевшие продавцы обходятся без особых ухищрений – товар с силой бросают на чашу весов, тут же снимают и упаковывают, а то и просто берут гири меньшего веса, пользуясь излишней доверчивостью или рассеянностью клиента. Могут подобное проделать и, так сказать, по-темному: весы располагают так, чтобы клиент не мог контролировать движение стрелки. Обычно в этих случаях продавец закрывает ее своим телом. Самая распространенная ловушка в магазине – отправить покупателя расплачиваться в кассу, пока продавец взвешивает товар. Могут поступить и иначе, особенно с разговорчивым клиентом, считающим, что он уже чуть ли не друг продавца, – продавец отвлекает его внимание, а сам по необходимости то сбрасывает, то снова кладет мелкую гирю на чашу весов. Еще один «популярный» метод, дающий приличный навар, когда торговец взвешивает больше, нежели просит покупатель, чтобы был повод удалить излишек, отрезая его прямо на весах. Затем снимает товар и быстро упаковывает.

– Вообще-то обманов и обвесов у нас стало меньше, чем в прошлые годы, больше всего сейчас идет жалоб на оказание некачественных услуг, – считает С.П.Попов.– Хотя в прошлом году приходилось изымать, конечно, и магниты, и так называемые порченые гири. Могу посоветовать только одно: если возникло подозрение, что при совершении покупки вас обвесили, то необходимо сразу проверить вес покупки на контрольных весах, которые проклеймены и поверены. Если подозрения оправдались, необходимо обратиться к руководству магазина (на рынке – к представителям нашего отдела, которые здесь дежурят) для оперативного принятия мер. Кстати, руководители магазинов в борьбе за покупателя сегодня стараются избежать случаев обсчета и обвеса, поэтому немедленно принимают соответствующие меры…

Так что защитить свои права потребитель может и сегодня. Только для этого нужно приложить усилия.

Анатолий АЛФЕРОВ

Комментарии закрыты.