Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Акцизная зачистка

Как декларировалось правительством Азарова, главная и первостепенная его задача – «расчистка завалов», оставленных предшественниками. Насколько эффективной будет программа действий, покажет время.

Специалисты утверждают, что в целом команда работает слаженно и с энтузиазмом. Однако с позиции производителей подакцизного товара деятельность Кабмина выглядит не «расчисткой», а «зачисткой». Изымается всё, к чему не успело «дотянуться» правительство предшественницы.

В мае парламент принял законопроект о внесении поправок в ряд законов о налогообложении, а также о повышении акцизов на алкогольные напитки, пиво, сигареты и нефтепродукты. Налоговые ставки еще взлетели до 23 %. Последствия печальны. Например, в табачной отрасли в прошлом году правительство и парламент вопреки бюджетному кодексу несколько раз поднимали ставки акцизного сбора. Цена пачки сигарет за короткий промежуток времени резко повысилась и оказалась недоступной для многих потребителей. Стали меньше курить? Нет! Многие просто перешли на более дешевые марки сигарет или контрафактную продукцию. Говорят, что доля нелегальных сигарет в точках продажи выросла до 20% и на столько же снизились объёмы производства табачников.

Подобные процессы можно наблюдать на рынке алкоголя. Прошлогоднее повышение акциза привело к значительному снижению объёмов производства в «легальной промышленности». В то же время объёмы «тени» удвоились. Получается, что производителя выталкивают в тень, чем сокращают налоговую базу вместо её расширения. Кстати, еще совсем недавно, в марте, Николай Азаров заявлял: «Мы считаем, что наполнению госбюджета будет способствовать снижение налогов, поощрение инновационной и экономической активности. Тогда как политика повышения налогов, в частности акцизных ставок, во время кризиса является разрушительной».

Вообще-то действия нынешнего правительства логичны: нужны деньги для выполнения поставленных задач. Реформаторские проекты только разрабатываются, и ждать от них быстро эффекта, по крайней мере, глупо. Понимает губительность такой политики и вице-премьер Сергей Тигипко, но выводы делает странные. По его словам, новый рост налогов не приведёт к росту цен. Следовательно, вновь введенный налог не является акцизом, потому что оплачивать его будет не потребитель, а производитель. Чиновники из Минэкономики подготовили законопроект, призванный зафиксировать и «усовершенствовать» существующую ситуацию. В частности, предлагают установить предельные розничные цены на ряд подакцизных товаров. Наверное, данная мера и есть обещание, что стоимость продукции для потребителя не повысится. Еще одно «нововведение» – максимальные отпускные цены, по которым производители обязаны реализовывать товар дистрибьюторам.

После таких изменений получается следующее. Производитель закупил сырьё, рассчитался за энергоносители, рабочую силу, рекламу, сделал амортизационные отчисления. Получив готовый продукт, платит все налоги. Далее он передаёт продукцию посреднику по фиксированной цене. Потребовать больше за свой товар и «разделить бремя налога» с дистрибьютором ему запрещает закон. Посредник же развозит товар по торговым точкам, которые реализуют его тоже по фиксированной цене. Кто из всей цепочки получает гарантированную и защищённую прибыль, при этом ничего не производя и не ощущая роста налогов? Не хотелось бы быть слишком категоричным, но похоже, что кое-кто паразитирует на настроениях руководства экономического блока правительства и под предлогом наполнения бюджета «подсовывает» ему лоббистские проекты.

Еще один пример. В последнее время бизнес встревожила очередная инициатива правительства – предложение поменять образец бланка товарно-транспортной накладной. Как у нас принято, право печатать новые бланки получит одна «подшефная» структура, которая наверняка установит монопольные цены. Дело даже не в стоимости, а в гарантии доступности документов, без которых невозможны любые перевозки продукции. Понятно, что подобные «инициативы» не дают долгосрочного эффекта, а вот «урвать жирный кусок» за короткое время вполне возможно. Никого не волнует, что за эти несколько месяцев «ляжет» отечественный производитель. Посреднику всё равно. Сегодня он сотрудничает с украинскими предприятиями, а завтра начнёт работать с российскими, белорусскими, молдавскими. Таможенные пошлины велики? А кто их устанавливает?

Так как сегодня растут акцизы, завтра могут упасть «расценки» на ввоз импорта. И в таком случае сегодняшнее состояние бюджета нам будет казаться белой полосой. Шансы исправить ситуацию еще есть, но в скором будущем сделать это будет невозможно. Правительству стоит задуматься над вопросом: а там ли делается «зачистка»?