Главные политические силы страны раскрыли свои предвыборные карты, определившись с кандидатами в народные депутаты – и по списочному составу, и по мажоритарным округам. Но еще задолго до официального обнародования фамилий будущих возможных «небожителей» немало из них принялись активно себя пиарить с помощью раздачи продуктовых пайков, выдачи небольших сумм денег и т.п.
По большому счету, такая «агитация» является прямым подкупом избирателей и должна бы преследоваться по закону – со всеми вытекающими для взяткодателя или коррупционера последствиями. Как минимум – снятием его кандидатуры с предвыборной гонки и запретом баллотироваться в нардепы. Увы, увы, увы – мы пока еще живем в такой стране, которая вроде бы и стремится в компанию так называемых «цивилизованных» государств, но вот сразу принять действующие там правила игры почему-то не готова. Отсюда – и 20-летнее топтание на месте вместо хотя бы медленного, но неуклонного продвижения вперед.
Хотя нет, все-таки какой-никакой прогресс имеется: и у нас, в Украине, подкуп избирателей осуждается – но пока только морально и не всеми. Кстати, среди тех, кто осуждает, нередко можно увидеть политических противников. И частенько они мечут в соперников громы и молнии осуждения, не замечая при этом своих товарищей по партии, которые также не брезгуют подкупать избирателей тем или иным способом.
Возникает вопрос: а не проще ли вовсе отказаться от практики подачек, если таковые все-таки находят осуждение в обществе? Ведь всегда можно будет тыкнуть в лицо своему сопернику-кандидату: ты вот подкупаешь избирателей гречкой и тем самым унижаешь их, а я – честный, уважаю людей и не унижаю их подачками. Такие аргументы, конечно, можно использовать во время предвыборной кампании, но возникает одно «но». А состоит оно в том, что практика фактического подкупа избирателей является, как это ни прискорбно осознавать, довольно эффективным средством для завоевывания голосов «униженных и оскорбленных». Примеров тому – масса, достаточно вспомнить хотя бы бывшего банкира, который, несмотря на всю свою одиозность, дважды становился мэром Киева, не без помощи, как говорилось, «дорогих бабушек», купленных за гречку.
И здесь психологически все верно рассчитано. Понятно и очевидно, что для человека, который интересуется политикой (а потому в ней хоть немного разбирается), никакая подачка не станет аргументом при голосовании, и он проголосует по совести или уму. Но таких «сознательных» в масштабах всей страны – мало, и «погоду» на выборах делают, к сожалению, не они. Основная же масса тех, кто с завидным постоянством приходит на избирательные участки, политикой интересуется от случая к случаю, и это – в лучшем случае, а в основном – почти вообще не интересуется. И когда такой, слабо ориентирующийся в политических перипетиях избиратель берет в руки бюллетень для голосования, он ставит значок напротив той фамилии, которая ему знакома. При этом ход рассуждений довольно прост: ага, вот этот кандидат мне хотя бы 50 гривен дал (или продуктовый набор, или пакет гречки и т.д.), а от этих мне ничего не перепало, так что проголосую за «своего».
Немало есть и таких избирателей, которые, приняв от кандидата какую-либо подачку, успокаивают свою совесть тем, что голосуют не из-за получения подачки (я ж ведь не продажная сволочь!), а потому, что считают себя людьми более-менее порядочными (раз взял, значит, обязан чем-то отблагодарить). Но такой «справедливый» обмен (он мне – деньги (гречку), я ему – свой голос) как раз и является подкупом или коррупцией в чистом виде. Поэтому не стоит обольщаться своей якобы «порядочностью» – если вас «купили», значит, вы – продажный, причем без всяких кавычек. А потому и дальше можно будет вас покупать по сходной (то есть низкой – задешево) цене.
Тем не менее с приближением даты выборов от читателей и знакомых все чаще можно услышать конкретный вопрос: «Так все-таки: брать или не брать «подарки» от кандидатов в народные депутаты?». При ответе на этот вопрос, думаю, стоит руководствоваться народной «мудростью»: «Бьют – беги, дают – бери». А для особо чувствительных в моральном отношении могу сказать следующее. Вашу совесть вы можете успокоить тем соображением, что вам предлагают не свое собственное, честно заработанное кандидатом и оторванное от его личного семейного бюджета, а – уворованное у народа, в том числе и у вас лично, если не прямо, то косвенно: через неуплату налогов, которые должны были пойти на социальные нужды (зарплата, пенсии, медицина, образование и т.д.), через наглую «прихватизацию» средств производства и т.п. Так что брать можно без всякого угрызения совести. Но при этом – не продаваться. То есть голосовать по совести и по уму, а не за того, кто бросил тебе, как собаке, косточку. Вот как раз за таких кандидатов и не стоит голосовать принципиально, пусть сами ею и подавятся, то есть – не будут избраны народными депутатами. Может, хоть так попытаемся отучить «хозяев жизни» от презрительного отношения к нам, простым избирателям. В противном случае так и останемся «лохторатом», как они нас называют. Вы этого хотите? Я – нет.