Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Инициатива жива!

Всемирный день науки, который отмечают 10 ноября, достаточно молодой праздник – годом его рождения принято считать 2002-й год. В Горловке, да и в стране в целом, научная работа переживает далеко не лучшие времена. Тем временем остаются энтузиасты своего дела, посвящающие свою жизнь исследованиям и разработкам. В преддверии праздника корреспондент «Кочегарки» взял интервью у кандидата технических наук, доцента, заместителя декана факультета «Автомобильные дороги» автодорожного института В.В. ГОНЧАРЕНКО.

– Валентин Валентинович, сейчас часто можно услышать о том, что масштабные научные исследования не ведутся из-за недостатка финансирования. Вероятно, на фоне этой проблемы уменьшается и тяга к науке, как к таковой?

– Не сказал бы, что интерес к науке тает. Конечно, финансовая составляющая процесса вносит свои неприятные корректировки, но стараемся обходиться своими силами. К сожалению, оборудование ломается, выходит из строя или попросту не дает необходимой точности замеров. Приходится изобретать. Например, недавно собрали и запустили установку для испытания асфальтобетонной смеси на усталость. Впрочем, не забывает нас и администрация института: из последних приобретений – прибор для определения температуры хрупкости битума. В случае необходимости на помощь приходят коллеги из других вузов и предоставляют возможность работать на их оборудовании.

– Какие в настоящий момент актуальные научные направления на факультете?

– В частности на кафедре проектирования автомобильных дорог ведутся работы по изучению усталости бетона, влияния соли на асфальтное покрытие, разработка состава для вторичного использования асфальтного среза и применение геосинтетических материалов.

– Насколько помню, специалисты института уже давали заключение по поводу влияния соли на дороги?

– Да, но можно сказать, что те выводы были несколько поспешными. Сейчас же ведутся необходимые исследования, и полученные результаты уже не будут голословными.

– Удается ли что-то из теоретических разработок воплотить в практическую жизнь?

– Для этого необходима реальная поддержка государства. Например, проблема состояния асфальтового покрытия дорог в городе одна из самых актуальных. Наш институт провел ряд исследований по применению различных доступных добавок в асфальтную смесь, выяснилось, что гранулы полиэтилена улучшают состав, а ударо-прочный полистирол, наоборот, делает жестким. Сейчас на очереди испытания с каучуком, но даже при отличных результатах проведенных исследований окончательное слово будет за «Укравтодором». Одна из последних разработок, которой может похвастаться автодорожный институт, – установка, созданная профессором, доктором наук Е.И. Оксень. Комплекс предназначен для диагностики различных дорожных сооружений, в т.ч. мостов и их элементов. Испытания проходили на мосту через канал «Северский Донец – Донбасс» в районе Пантелеймоновки. Эту установку «Укравтодор» взял себе на вооружение и будет использовать в дальнейшей работе.

– Как вы думаете, почему, несмотря на все сложности и отсутствие мотивации, остаются люди, которые продолжают заниматься наукой?

– Пожалуй, это состояние души, желание и жажда новых знаний. Отчасти можно сказать, что это черта характера – не всякому интересно, например, смешивать разные ингредиенты, замерять их плотность, менять состав и т.д. Кроме того, остается достаточно много ученых, которым удается заинтересовать научными исследованиями молодых специалистов и они продолжают их дело. Пока будут такие небезразличные инициативные люди, – наука будет продолжать развиваться, несмотря на все сложности и препятствия.