Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Инклюзия за партой

Сегодня все чаще говорят об инклюзивном образовании. Если объяснить по-простому – это когда дети с особыми потребностями ходят в обычную школу вместе со здоровыми сверстниками. В Горловке пока открыта одна такая школа – УВК « Детсад для детей с нарушениями зрения – школа I ступени с инклюзивным образованием «Созвездие».

Но уже со следующего учебного года инклюзию намерены расширять. Вопрос индивидуального обучения и внедрения инклюзивных классов обсуждали на недавнем заседании коллегии департамента образования, молодежи и спорта. Как проинформировала начальник отдела общего среднего образования Ирина Грибова, по состоянию на 1 сентября 2012 года на индивидуальном обучении находилось 295 учащихся, но уже к 1 апреля 2013 года таких детей стало на 128 больше.

Если собрать всех воедино, – получится полноценная школа. Понятное дело, что часть этих ребят по состоянию здоровья никак не могут посещать учебное заведение, но таких не более 20%, остальные ходят в свою школу, но занимаются по индивидуальному плану. В индивидуальное обучение вовлечены 303 (!) педагога. Если учесть, что в сфере образования во всех школах и детсадах (в общей сложности более ста учебных заведений) работают 2,5 тыс. педагогов, то и эта цифра немалая.

А когда со всех сторон говорят об оптимизации расходов, – как тут быть управленцам от образования? Понятное дело, никто не оставит за бортом ни одного ребенка, право на обучение дано Конституцией, но решать вопрос надо. Тем более речь идет не только о финансовой стороне существующей проблемы. Важна интеграция «особых» детей в обычное общество, в коллектив. Если дети в своем большинстве в школу ходят, их можно бы привлечь в обычный класс, – объединить в группы. Готовясь к заседанию коллегии, экономисты, к сожалению, не подсчитали совокупные расходы на индивидуальщиков. Ведь с каждым таким ребенком в классе должен сидеть помощник, а это – дополнительная ставка. В школах отсутствуют комфортные условия для физической реабилитации, а порой и обычного пребывания детей-инвалидов. Если вдруг во время урока с ребенком что-то произойдет, а медсестра в школе бывает чаще всего по определенным часам, а не весь учебный день?.. Это те вопросы, которые нельзя обойти, но на голом энтузиазме их не осилишь.

Есть и другие подводные камни. Родители здоровых школьников бывают категоричными в отношении детей с особыми потребностями, противясь введению инклюзии. Выходит, взрослым в первую очередь необходимо разъяснять, зачем с человеческой точки зрения в здоровом коллективе нужен ребенок-инвалид, общение с которым будет воспитывать в их ребенке только положительные качества.

Хотя вопросов с инклюзией еще много, а проблемы могут появиться по ходу, уже с 1 сентября инклюзивные классы намерены открыть в пяти учебных заведениях. Не считая УВК для детей с нарушениями зрения, ставшего в нашем городе первооткрывателем по инклюзии, опыт начинающих возьмут на себя спецшкола № 1 с углубленным изучением иностранных языков, УВК «Школа-интернат № 4 – детсад № 16 «Лучик», УВК «Школа № 54 – многопрофильный лицей» и школы № 52 и 84.