Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Мальчиши-Кибальчиши

Как-то я наблюдала за игрой детей под присмотром пап на детской площадке, что на бульваре Димитрова. Отцы довольно спокойно относились к падениям своих чад, подначивали ребенка опять попробовать залезть на горку. «Ведь опасно, ушибется! Нет, чтоб остановить, – возмутилась соседка по скамейке. – Сердца у них нет». «Это просто мужской тип реагирования», – попыталась я объяснить.

Так у меня появилась тема для размышлений о том, что мужчины и женщины по-разному учат детей познавать мир. Хорошо, когда отец научит сына поступать по-мужски. А то ведь женщины прививают ему другие качества, а потом драматично вопрошают: и куда девались настоящие мужчины?!

Дети всему учатся у взрослых, стараются им подражать. Значит, чтобы в характере ребенка появились черты, присущие сильному полу, мальчику необходимо почаще общаться с мужчинами, чему-то учиться под их руководством. Но реалии современной жизни таковы, что мальчишки взрослеют в основном под чутким руководством женщин: в детском саду – воспитательниц, в школе – учительниц. Да и в семье с мужчинами напряженка – число мам, воспитывающих детей без мужа, растет. То есть большинство современных мальчиков лишены серьезного мужского влияния в тот важнейший период развития, когда формируются стереотипы поведения. В результате усваиваются женские установки и взгляды на жизнь.

Как же следует воспитывать мальчика, чтобы он вырос активным, инициативным, умел дать отпор обидчику, не пасовал перед трудностями – словом, стал настоящим мужчиной? Подсказать некоторые моменты педагогического процесса я попросила методиста учебно-методического центра психологической службы С.Н. ИСТРАТОВУ. И вот что она сказала: – У мальчиков, кроме солдатиков и пистолетов, должны быть такие «мужские» игрушки, как конструкторы, разнообразные модели транспорта – вертолеты, катера, бензовозы. Рассказывайте малышу о мужских профессиях монтажника, летчика, спасателя, моряка, пожарного. Рассказы полезно сочетать с ролевыми играми. Это развивает, помогает общению и отвлекает от компьютера. Пяти-шестилетний ребенок часто проявляет интерес к настоящим инструментам. Не бойтесь давать ему в руки молоток: пусть учится забивать гвозди. Или пилить – под присмотром взрослых, но все же самостоятельно. Даже просто вовремя протянутая папе (дедушке, дяде) отвертка возвышает мальчишку в собственных глазах, позволяет почувствовать причастность к «настоящему делу».

Не забудьте назвать карапуза силачом, когда он перетащит стул. Чтобы направить развитие в «рыцарское» русло, не пренебрегайте мужественностью сына в любом возрасте. Пусть мама или бабушка проявят перед ним свою женскую слабость: попросите, к примеру, помочь донести сумку. Достаньте из нее какой-нибудь сверток и дайте ему. Потом обязательно похвалите, желательно в присутствии других, назвав добрым и смелым, – публичное признание очень ценно. А сочетание слов «добрый и смелый» закладывает в подсознание мысль, что сильные должны помогать слабым, совершать добрые поступки.

Не менее важно рассказывать, читать о героизме персонажей сказок, детских повестей, исторических личностей – чтобы маленьким мужчинам было на кого равняться. И еще: не следует контролировать каждый шаг мальчишки. Дайте ему пространство для роста, возможность учиться на ошибках. Если говорят все время: туда не ходи, этого не делай, с тем не дружи – это даст толчок развитию неуверенности, боязливости, безынициативности.