Press "Enter" to skip to content

Мальчишки и девчонки

Увидела сюжет о том, что под Киевом уже несколько лет успешно действует частная женская гимназия. Особый акцент в программе обучения делается на уроках домоводства и эстетического развития, танцах и трех иностранных языках. А вот уроков математики-физики поменьше. И желающих там обучаться – пруд пруди.

В современном обществе постоянно муссируются мысли на тему: «Не пора ли вернуться к раздельному обучению? Не лучше ли так будет для наших детей и общества в целом?». То, что усвоение материала мальчиками и девочками идет неодинаково, педагогами и психологами установлено давно. Но одни специалисты утверждают, что школьная программа – «унисекс», другие – что рассчитана больше на восприятие девочками. А что? Ведь не случайно именно девочки чаще всего – отличницы и гордость учителей, старосты классов и активистки. Возможно, здесь играет свою роль еще и тот фактор, что учителя на 90 % – тоже женщины, и они больше склонны доверить дело старательным послушным девочкам. Тем самым у мальчиков формируются позиции: «я никому ничего не должен», «что с меня взять» и тому подобное. Как результат – они не приобретают навыков ответственности и организованности, так необходимых лидеру. И дух соперничества, что движет всем мужским «племенем», подавляется. С кем соперничать? С любимицами-отличницами? Наоборот, девочки привыкают во всем быть первыми – как потом стать терпеливой, уступчивой, нежной женщиной?

Вот и получается, что совместное обучение препятствует гармоничному развитию как тех, так и других. Наверное, перейти на полностью раздельное образование нецелесообразно, но хотя бы класса до седьмого-восьмого это не повредило бы. Есть мнение психологов, что до 14 лет ребенок лучше развивается и формируется как личность именно в однополом коллективе. Интересно, а что по этому поводу думают горловские специалисты?

Л. Б. Кузнецова, заместитель директора по учебно-методической работе Горловского УВК «ОШ № 14 – лицей «Лидер»: – Наше учебное заведение развивает казацкие традиции, проводит работу по освоению национального культурного наследия. Но не делает акцент на мужском воспитании. Мы просто формируем у молодежи чувство патриотизма, а это понятие не регламентируется половой принадлежностью.

Вопрос о раздельном обучении мальчиков и девочек является сейчас одним из актуальных. Во многом это обусловлено исследованиями психологов и историческими корнями нашего образования. Среди аргументов сторонников раздельного обучения тот факт, что психосоматика у мальчиков и девочек очень разная. Ребенка приводят в первый класс в шесть лет, к этому времени девочки в своем развитии опережают мальчиков на полтора-два года. Учитель начинает ставить в пример того, кто более успешен, то есть девочек. У мальчиков вырабатывается комплекс «неуспешности», и здесь может крыться исток проявляющейся позже привычки части мужчин прятаться за женской спиной.

Однако как учитель могу сказать: если в начальной школе такая проблема и есть, то уже к 9-му классу лидерство мальчиков в коллективе очевидно. Еще одним аргументом сторонников раздельного обучения является различная социальная роль, которую играют мужчины и женщины в обществе. Но будем реалистами. Сейчас нет такого жесткого разделения, а женщины все активнее завоевывают позиции, которые искони принадлежали мужчинам. Да и современная школа – это особый мир, в котором ученик формируется как личность, вступая во взаимоотношения с учителями, сверстниками, старшими товарищами, и лишить его такой важной составляющей, как общение между мальчиками и девочками, мне кажется совершенно неверным. Вот почему я являюсь сторонницей смешанных школ.

Л.В.Богданова, психолог, управление образования: – Мысли о раздельном обучении в обществе бродят, но «ребром» проблема не стоит. Конечно, психология восприятия у мальчиков и девочек разная: мальчики нацелены на результат, а девочки хотят всем нравиться, в первую очередь – учителю. Мальчишки быстро усваивают большое количество информации, в то время как девочкам необходим повтор и эмоциональная окраска. Похвала мальчиков стимулирует достигать еще большего, а девочек расслабляет. Есть и другие моменты. В связи с этим процесс обучения для девочек и мальчиков должен выстраиваться по-разному. Но вообще изолировать детей друг от друга не стоит. Не имея опыта общения с представителями противоположного пола, трудно будет строить с ними нормальные отношения во взрослой жизни. А если организовывать «мальчишеские» классы хотя бы на начальном этапе, – нужно, чтобы и классный руководитель был мужчиной, и не менее 50% преподавателей. А с этим фактором у нас большая напряженка.