Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Мифы древней Украины

Заглянуть в историю Украины на «глубину» шести тысяч лет предлагает выставка «Міфи прадавньої України», открывшаяся недавно в художественном музее. В нее вошли 52 работы 27-ми авторов из Славянска, Донецка, Макеевки, Херсона, Светлодарска и Горловки.

Кроме В.Ф. Пивня, который является руководителем Творческой мастерской Славянского государственного педагогического университета, в число соучредителей Донецкого регионального художественно-издательского проекта «АRТ-степ», в рамках которого ведется выставочная деятельность, входят художник и график В.Л. Трутко («Студия изобразительного искусства Владимира Трутка»), а также заслуженный художник Украины П.И. Антып. Отвечая на вопросы участников пресс-конференции во время открытия выставки, организаторы рассказывали о своих творческих пристрастиях, раскрывали сложные механизмы перехода от классики к авангарду и модерну, делились соображениями о сакральном значении некоторых традиционных элементов славянского декоративно-прикладного искусства.

Тот легкий шок, который наверняка испытают посетители выставки при виде разнообразных свастик («сварг») работы художника В.Ф. Пивня, легко объясним. Фашистские лидеры серьезно дискредитировали древнюю духовную символику наших предков. Но это не единственная причина, по которой нынешнее поколение отождествляет свастику с чем-то жутким. В немалой степени виновато элементарное невежество, из-за которого значение древних оберегов и знаки небесного огня на сегодняшний день практически не известны жителю современной Украины. Между тем старые вышивки, национальные славянские узоры, древняя керамика, – всюду в них используется солнечная символика, корни которой гораздо глубже христианской. Трипольская культура (4-3 тыс. лет до н.э.) – всего лишь один из известных периодов. А ведь были еще «арийский», и «скифо-киммерийский», и множество других, следы которых в том или ином проявлении дошли до наших дней.

Большинство работ, вошедших в экспозицию, – это произведения ее организаторов, а также ряда молодых художников. Экспозиция объединила произведения, очень разные по жанрам, стилям, тематике. Не говоря уже о материалах и технике исполнения. Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, – творческие поиски молодежи, как правило, отличаются стремлением к экспериментам и оригинальности, желанием уйти от шаблонного изображения действительности. В частности, одной из самых необычных работ, на которой невольно сосредоточивалось внимание публики, стал триптих горловского скульптора Дмитрия Ильюхина «Степь». То ли терриконы, то ли скифские курганы, словно срезанные с поверхности земли, да еще выкрашенные в светло-зеленый цвет, – смотреть на них так же непривычно, как на шкуру доисторического мамонта: и удивляет, и озадачивает одновременно.

Организаторы надеются, что следующими после Горловки выставку смогут увидеть жители Донецка, а там, возможно, и других городов восточной Украины. В этом смысле она – что-то вроде «пробного камня», обещающего стать одним из первых в развитии проекта, задуманного ради поиска одаренной молодежи и вовлечения ее в выставочную деятельность.

На снимке: репродукция работы О. Лысенко «Перун» (иск. камень).