Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Нотариусы станут и регистраторами

Регистрация домов и земельных участков в последние годы волнует многих, поскольку процедура настолько усложнена, что не все могут добиться желаемого. Бывает, что бросают «хождения по мукам» на полпути. Но теперь, кажется, можно будет вздохнуть с облегчением – недавно Президент подписал закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования и упрощения процедуры государственной регистрации земельных участков и прав на недвижимое имущество». О том, что ожидает собственников недвижимости, рассказывает заведующая Третьей государственной нотариальной конторой Горловки Я.И. ШИПОВИЧ:

– Самое главное: в соответствии с внесенными изменениями и дополнениями с января следующего года нотариусы смогут выполнять функции государственного регистратора, и все операции с недвижимостью будут осуществляться по принципу «единого окна», то есть сведения в реестр будут вноситься практически в день заключения сделки. Передавая это право нотариату, законодатели позаботились, чтобы сама услуга (регистрация) была оказана качественно и в полном соответствии с действующим законодательством. Именно нотариус может проверить не только правильность заключения сделки, но и предупредить нарушение прав граждан, которых она касается, установить личность каждой из сторон, что исключит возможность махинаций с чужой собственностью, а сама процедура будет сокращена по времени. После удостоверения сделки нотариусом у него же можно будет зарегистрировать и право собственности на недвижимость, а не обивать пороги разных инстанций, как сегодня.

– Не приведут ли нововведения к повышению платы за услуги нотариусов?

– Не думаю. Дело в том, что стоимость услуг нотариуса зависит от количества и сложности осуществляемых им действий. Удостоверяя сделку, он руководствуется «Порядком совершения нотариальных действий», утвержденным соответствующим приказом Министерства юстиции. Какие действия следует совершить? В первую очередь установить лицо, которое обратилось за услугой, определить объем его гражданской дееспособности и т.п. В общем, действует своеобразная тарифная сетка, которая достаточно прозрачна и не зависит от желания или нежелания должностного лица. Поэтому работа еще с одним реестром на стоимости услуг не должна кардинально сказаться.

– Смогут ли пользоваться упомянутым реестром другие учреждения, то же БТИ, земельный кадастр и т.д?

– Разумеется. В реестре, в отличие от сегодняшнего дня, когда данные, необходимые для регистрации вещных прав на недвижимость, достаточно разрознены (содержатся в нескольких реестрах), будет аккумулироваться вся информация о ней. И в установленном законом порядке она будет доступна всем компетентным органам.

– Объем работы нотариусов возрастет, а ответственность?

– Нотариусы несут полную материальную ответственность за вред, который могут причинить своими действиями. Но в связи с новыми обязанностями в несколько раз будет увеличен минимальный объем страхования ответственности нотариусов. И мы этим обеспокоены, ведь подобные требования выполнить непросто, поскольку страховые компании, как известно, очень редко осуществляют выплаты в полном объеме.

– А готовы ли нотариусы осуществлять новые функции?

– Мы обеспечены всем необходимым с технической точки зрения, прошли или проходим соответствующее обучение, а кроме того, имеем достаточно большой опыт работы с реестрами, так что никаких проблем не возникнет.