Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Покуда травка вырастет?

На сессии горсовета серьезные дебаты должна вызвать проблема финансирования трамвайно-троллейбусного управления. Недавно руководство предприятия обратилось в горсовет с просьбой разрешить взять кредит в коммерческом банке под залог имущества. Однако получить разрешение с ходу не вышло.

Во всяком случае, на заседании постоянной комиссии по вопросам ЖКХ спор разгорелся жаркий. Кредит, как его охарактеризовали, «на проедание», то есть на выплату зарплаты работникам предприятия, хотят взять в размере 3 млн. грн. Для того чтобы банк его выдал, потребуется заложить все движимое и недвижимое имущество ТТУ: 43 единицы техники, трамвайные пути и контактную сеть, которое всем скопом оценивается в 15 млн. грн. Хватит этой суммы, с учетом того, что в месяц на зарплату (с начислениями) требуется 1 млн. 200 тыс. грн., разве что для погашения долга с июля по сентябрь. А дальше? А дальше, рассуждали депутаты, придется думать, как эти деньги возвращать, потому что выплачивать по кредиту придется около 600 тыс. грн. в год. За три года получается еще плюс 1 млн. 800 тыс. грн. Тем временем в том же «Брокбизнесбанке» уже находится заложенное имущество предприятия стоимостью 7 млн. грн. От предыдущего кредита в 1,5 млн. грн. остались непогашенными около 600 тыс. грн. Которые одному лишь Богу известно, каким образом собираются погасить к маю будущего года…

Помните английскую поговорку «покуда травка подрастет, лошадка с голоду помрет»? Вот так и здесь: пока суд да дело, пока администрация предприятия обращается сначала в исполком (первое обращение, по словам директора ТТУ Н.В.Березового, было направлено городскому руководству еще летом), а теперь к депутатскому корпусу, работники предприятия вынуждены работать в долг, без зарплаты. Потому и мнения депутатов разделились диаметрально.

– Надо сначала рабочих накормить, – считает С.В. Астапенков, – а уж потом искать источники погашения кредита. Наступит новый год, финансовая ситуация изменится, придет субвенция из госбюджета – будет время подумать. А так мы просто коллектив потеряем, люди разбегутся.

Председатель комиссии С.В. Зделов, напротив, считает, что такой вопрос нельзя решать в экстренном порядке:

– Пока неясен механизм возврата кредита, рисковать имуществом ТТУ нельзя. Никто не сможет помешать коммерческому банку распорядиться залоговым имуществом по своему усмотрению.

А депутат В.И. Рыбак и вовсе пожелал перед принятием такого решения лично удостовериться, что в данной ситуации «нет признаков коррупции и лоббирования чьих-то интересов, нет «откатов» или разворовывания».

– Покажите сначала бизнес-план погашения кредита, -– предложил он Н.В.Березовому. – Иначе все может закончиться тем, что в скором времени на территории ТТУ начнет работать муниципальный автобусный парк, а о существовании электротранспорта можно будет вообще забыть. Я лично за то, чтобы в Горловке было не 43 трамвая и троллейбуса, а 80 и чтобы все они работали.

С учетом сказанного депутаты пришли к выводу, что вопрос необходимо обсудить на сессии. Возможно, в других комиссиях прозвучат другие мнения, а в общем на сессии все же будет дано согласие на получение кредита. Да и в целом ситуация заставляет задуматься: почему, когда в начале года верстался бюджет и планировалась сумма финансирования ТТУ, никто не подумал, насколько хватит выделенных средств? Если предприятие «планово-убыточное», собственных доходов имеет около 2 млн. грн. в год, а на зарплату требует 1 млн. 200 тыс. в месяц, не сидят ли там, как справедливо заметил С.В. Зделов, «на одного с сошкой – семеро с ложкой»? Оправдана ли нынешняя численность в 365 человек, с учетом работающего подвижного состава?

О том, что ТТУ переживает не лучшие времена, говорят также обращения читателей в «Кочегарку», утверждающих, что в последнее время, например, стало нелегко дождаться трамвая маршрута № 8, единственного «льготного», некогда очень популярного маршрута, соединяющего центр города с Калиновкой. «Если бы он ходил по графику хотя бы раз в полчаса, – уверена Л.Ф.Шевцова, – на нем бы не только старики, но и молодежь ездила. А так можно простоять на остановке 40 минут, да так и не дождаться». Кстати, Лариса Федоровна уверена, что многие пенсионеры, если им предложить, даже согласились бы платить за проезд в трамвае, – настолько этот маршрут необходим.

Но это так, к слову. Потому что проблемы ТТУ если и решать, то в комплексе. И вопрос стоимости проезда – всего лишь одно из многих звеньев одной цепочки, на которой пока еще держится предприятие.