Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

«Право» в наследство

Так же, как слова, не подкрепленные делами, в народе принято называть пустозвонством, точно так можно назвать некоторые наши права, гарантированные определенными законами, то есть написанные на бумаге, но не подкрепленные материальным содержанием. Одно из них – право «детей войны» на бесплатный проезд в пассажирском транспорте. Время идет, а поток жалоб в «Кочегарку» не утихает. Более того, многие до сих пор не понимают, в чем, собственно, проблема? Почему они оказались без вины виноватыми?

А.М. Мустецов – один из пенсионеров, которые обращались в редакцию за разъяснениями, – в который раз задает все тот же вопрос: имеет ли он право на бесплатный проезд? В который раз отвечаем: такое право вы имеете. Его гарантирует статья 5 закона о социальной защите «детей войны». Более того, статья 7 «Финансирование затрат, связанных с применением этого закона», устанавливает, что «финансовое обеспечение государственных социальных гарантий, предусмотренных этим законом, осуществляется за счет средств государственного бюджета Украины».

Тогда в чем проблема?

Еще в сентябре редакция направила в исполком письмо Г.И. Моисеенко, на которое был получен ответ за подписью тогдашнего первого заместителя городского головы М.Н. Попова. «В связи с отсутствием должного финансирования компенсации автомобильным перевозчикам убытков от льготных перевозок отдельные перевозчики не в состоянии обеспечить бесплатную перевозку всех льготных категорий, – сообщалось в нем. – Невзирая на это, исполкомом горсовета в условиях договора на осуществление транспортных услуг по перевозке пассажиров в Горловке определено, что перевозчик обязан обеспечить бесплатный проезд соответствующим льготным категориям граждан, согласно действующему законодательству Украины».

Другими словами, право есть, а «должного финансирования компенсации» нет. Проще говоря, некому платить за бесплатный проезд льготников. И вот теперь ситуация, с которой не смогли справиться на протяжении пяти лет, досталась по наследству, все в таком же «нерешенном» состоянии, нашему новому руководству. Предложит ли оно что-нибудь новое? Первый заместитель городского головы В.Л. Оленев признался, что жалоб поступает много, что в исполкоме разбираются с каждой, однако для решения проблемы в целом это малоэффективно. Начальник управления экономики, промышленности, транспорта и связи Ю.В. Трунов уточнил, что в этом году из бюджета было выделено 680 тыс. дотации на бесплатную перевозку. В пересчете на 350 автобусов, с учетом 365 дней в году, получается по 5 грн. в день на каждый автобус. То есть одного – второго льготника провез, а третьего уже либо за полцены везти, либо на полдороги высаживать…

Самое интересное, что и договор с исполкомом перевозчики подписывают с чистой совестью. А что, ведь в договоре сказано, что предприниматель работает по закону о транспорте, которым установлено, что бесплатную перевозку ему обязаны компенсировать. Кто заставит перевозчика работать себе в убыток? Тем более когда право бесплатного проезда предусмотрено для 32-х категорий льготников?

Единственным выходом, по мнению Ю.В. Трунова, могла бы стать адресная помощь каждому льготнику, которую он мог бы использовать по своему усмотрению. Только никак не решается этот вопрос ни на высшем, ни на местном уровне. Более того, замечу от себя, мы до сих пор вообще не знаем, в какой конкретной сумме должна выражаться компенсация из бюджета. Правильно упоминает об этом та же Г.И. Моисеенко: до сих пор нет даже методики учета перевозки льготной категории граждан, поэтому не на что опереться в попытках обосновать общую потребность средств для получения субвенции (сколько вообще требуется для нашего города: один, пять или все двадцать миллионов гривен?).

Так что решение, устраивающее всех, пока не найдено. По-прежнему водители и «дети войны» остаются друг с другом один на один, выясняя отношения не по закону, а с позиции силы. То есть совсем не так, как требуют нормальные принципы человеческого общежития.