Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Сколько денег на проезд?

27 января в горсовете проводилось общественное обсуждение вопроса о стоимости проезда в автобусах. Собралось, включая перевозчиков, около сотни человек. Дискуссия, временами напоминавшая больше перепалку, растянулась на два часа. «Пассажиры» возражали против роста цен на проезд и предъявляли претензии к качеству предоставляемой услуги. Автобусники твердили, что давно пора им повысить тарифы, иначе придется остановиться.

Начальник управления экономики, промышленности, транспорта и связи Ю.В. Трунов старался снизить градус напряженности, однако из сказанного им можно было сделать вывод, что городская власть все-таки склонна поддержать перевозчиков.

В четверговом, 28 января, номере «Кочегарки» редакция предоставила автоперевозчикам возможность привести свои доводы и обосновать необходимость принятия нового тарифа. В этом они проявляют твердость, подкрепляя, так сказать, теорию практикой, – журналистам были предоставлены расчеты себестоимости перевозок по трем маршрутам. Надо сказать, что эта «калькуляция» была получена горисполкомом еще в 2008 году, но тогда власть и перевозчики сошлись на тарифе 1,5 грн. Теперь «минимум» другой. Когда мы попытались вникнуть в особенности формирования себестоимости перевозок, стало ясно, что отдельные пункты требуют пояснений специалиста, и в этом нам взялся помочь знакомый экономист. Вот к каким выводам мы пришли, не претендуя, разумеется, на окончательную оценку.

Для примера был взят расчет стоимости проезда по маршруту   № 2 «Ж/м Строителей – ул. Гречнева». По словам перевозчиков, на маршруте работают 30 автобусов. Уже по первому пункту – рыночной стоимости автобуса среди нас возникли разные мнения. Речь идет о ЛАЗе-695 1998 года выпуска, цена (справедливая, как написали перевозчики) указана 100 тысяч гривен. Вряд ли это так. На сайте auto.ria.ua есть объявления о продаже транспортных средств. Аналогичные ЛАЗы здесь предлагаются по 64 тыс. грн., а за 80 тыс. грн. – это уже ЛАЗы 2004 года. Как убедил журналистов владелец машины, она эксплуатировалась до нового расчета себестоимости проезда 5 лет. Согласно методу начисления амортизации остаточная стоимость транспортного средства состоит из стоимости капремонта за последние пять лет. Но по данным перевозчиков, только на текущий ремонт они закладывают в себестоимость от 60 до 80% рыночной (!) стоимости (4160 грн. в месяц, т.е. почти 50 тыс. в год). Акцент на этих расчетах делается не случайно, ведь при определении себестоимости перевозок важна каждая цифра. А их в этом материале будет много.

* ПРОБЕГ. В расчетах указаны 7 рейсов в день. На маршруте – 30 автобусов, интервал движения в среднем 7 минут. Один рейс «туда и обратно» занимает почти два часа плюс отстой на конечных, остановках. По нашим расчетам на маршруте одновременно бывает 14 автобусов, реально каждый может совершить 4-4,5 рейса (если все машины на ходу). А вот в калькуляции указан расход топлива исходя из 7 (!) рейсов ежедневно и 30 рабочих дней в месяц.

Заметим, что когда на четверг готовился материал с доводами перевозчиков, они указывали 5,5 рейса в день с выручкой 700-800 грн. А реально, мол, каждый автобус работает 28 дней. Эти устно сказанные показатели расходятся с цифрами, предоставленными в исполком. Случайно или нет, но давайте все-таки руководствоваться расчетами, которые есть в официальной, так сказать, бумаге.

Итак, в калькуляции указан расход топлива исходя из 7-ми рейсов ежедневно и 30-ти рабочих дней в месяц. При перерасчете на 5,5 рейса, естественно, ежемесячный пробег в километрах будет меньше, чем значится в расчетах. У них – 6658 км, у нас – 5262 км, или минус 21 %. А это ведет к снижению расходов газа-метана с 3278 м куб. до 2630 м куб. (21 %), т.е. затраты на топливо сократятся на 2255 грн. С одного автобуса!

* ТЕХОСМОТРЫ. Согласно положению о техобслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта (приказ № 102 Минтранса от 30 марта 1998 г.) ТО-1 для автобусов среднего класса должно проводиться каждые 5,8 тыс. км, а ТО-2 – один раз на каждые 24 тыс. км. В соответствии с расчетами автоперевозчиков среднемесячный пробег составляет 6,5 тыс. км, но, напомним, опять же при условии совершения 7 рейсов в день. А если исходить из 5,5 рейса, то среднемесячный пробег уже будет около 5,3 тыс. км. При этом ТО-2 надо проходить примерно один раз в четыре месяца, а ТО-1 – один раз в месяц. В тарифе же заложена стоимость более частого проведения техосмотров.

* НАЛОГИ. Перевозчики заявляют, что работают на едином налоге. При указанном пассажиропотоке (415 человек в день) и 30 рабочих днях оборот УЖЕ НА ТРЕХ АВТОБУСАХ превышает утвержденные для «единщиков» законом 500 тыс. грн. годового оборота. Если стоимость повысится до 2 грн., а пассажиропоток останется прежним – 415 человек, то оборот превысит «законный предел» уже при двух автобусах. А ведь у перевозчика, который любезно представил редакции свои расчеты, – пять автобусов! Есть повод для размышления: на едином налоге работать нельзя, нужно переходить на общую систему налогообложения, а это – более строгий учет доходов и расходов.

* ИТОГОВАЯ СТОИМОСТЬ ПРОЕЗДА. При стоимости газа 3,48 грн. у перевозчиков получился тариф с учетом рентабельности 2,36 грн. У нас при прочих равных условиях кроме количества рейсов (брали все их данные, но число рейсов – 5,5) стоимость вышла несколько меньше. Но дело не в разнице, сейчас ведь газ метан стал дороже на 48 коп., т.е. примерно на 12 %. А тариф, уверены, что он станет двухгривневым, вырастет больше чем на 30 %. При среднедневном количестве пассажиров (без льготников) 415 человек ежемесячная выручка на одном автобусе составит около 25 тыс. грн. Хватит ли этой суммы владельцам автобуса, чтоб работа была безубыточной? С учетом сказанного ими – нет. Ведь примерно половина уйдет на оплату ГСМ. Куда остальные – можно посчитать. Как и то, сколько реально пассажиров перевозит автобус за день, сколько машин требуется на маршруте и т.д. и т.п.

* ДЕЛАЕМ ВЫВОД: к формированию тарифа нужно подходить основательно, специалистам необходимо просчитать каждый пункт стоимости, и эта работа – не одного дня. Перевозчики утверждают, что новые предложения сдали в горисполком еще в июле 2009 года. Выходит, у городской власти было предостаточно времени проверить цифры автобусников. И соответствующий, понятный обычным горожанам анализ по идее должен бы быть предоставлен на общественное слушание. Но ничего подобного не прозвучало.

Вот что, в частности, сообщил Ю.В. Трунов «Кочегарке»:

– Автомобильными пассажирскими перевозками в Горловке занимаются физические лица – предприниматели. В соответствии с действующим законодательством предприниматели не ведут бухгалтерскую, финансовую, налоговую и статистическую отчетность, на них не распространяется действие закона «О ценах и ценообразовании», они не входят в структуру Минтранса и потому не обязаны использовать методические рекомендации, приказы, распоряжения и другие документы. Предприниматели в своей деятельности не оперируют понятиями себестоимости, прибыли, нормативными расходами, другими финансовыми терминами, а только уплачивают единый налог и должны соблюдать законы Украины, которые регламентируют пассажирские перевозки. Поэтому при согласовании тарифа на городские пассажирские перевозки мы просим перевозчиков предоставлять расчет тарифа для проведения предметных переговоров по его согласованию как дополнительный справочный (а не нормативный) материал.

Завтра скажут «пятерка за проезд» – согласимся?

Ольга НИКУЛИНА

Денис РАФАЛЬСКИЙ

Видео с некоторыми выступлениями на общественном слушании ищите на сайте «Клуба читателей газеты «Кочегарка»

Комментарии закрыты.