Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Сорок лет в сороковой

В редакцию пришел мужчина средних лет и стал увлеченно рассказывать о своей бывшей учительнице. Что она – замечательный человек и педагог, сорок лет проработала в школе № 40. Его она в свое время учила читать и писать.

Такое трепетное чувство к первой учительнице не могло оставить меня равнодушной, и я набрала номер телефона Н.П. Любченко и через пару минут разговора получила предложение почаевничать у нее дома. И вот сидим в гостиной Надежды Павловны, на столе разложены альбомы с фотографиями, вырезки из газет, письма и стихи, написанные детским почерком.

– Да, я действительно проработала 40 лет в сороковой школе, с момента ее открытия в 1970-м году. Набрала тогда свой 1-«Е» класс. Не удивляйтесь, что такая буква, был еще и 1-«Ж». Именно малышам из моего класса строители вручали символический ключ от школы 1 сентября. Как будто все было вчера, – вспоминает Надежда Павловна.

Через год, в 1971-м, об интересном педагоге уже писала «Кочегарка», в 1982 году Н.П. Любченко сама прислала статью в газету. Я аккуратно разворачиваю пожелтевшие газетные страницы, бережно хранимые хозяйкой. Затем внимание привлекают кусочки тетрадных листиков с каракульками: «Я не буду обижать детей и писать плохое на доске», «Я больше не буду матюкаться. И матюкаться про себя».

– Это у меня такой метод воспитания был: расписка-обязательство. Один из самых крайних…

Надежда Павловна открывает один за другим секреты педагогического мастерства. Она никогда не ставила «двойки» – только точки, чтобы ребенок мог подготовиться и ответить еще раз.

Нельзя кричать на детей: грубым замечанием, окриком можно убить в ребенке жажду знаний, уверенность в себе, веру в справедливость и добро. Тогда малыш побоится и руку поднять для ответа. Такт, внимание – и детская душа откроется, словно цветок. И замечания за каждый поворот, шепоток, маленькую шалость писать в дневник не годится – это не книга жалоб. Ты ведь педагог, найди метод воздействия. Она всегда хвалила тех, кто сделал что-то лучше всех, – чтобы остальные тянулись за ними. В классе обязательно было делать гимнастику – разминать пальчики, делать упражнения. У малышей были собственная гимнастическая палка и мешочек с песком, чтобы держать на голове для лучшей осанки.

Как-то пришла проведать ученика-первоклашку домой. А он вместе со старшим на три года братом (тоже бывшим учеником) пытается оладьи жарить. В муке и дети, и вся кухня. Воспитывал мальчиков один отец, был как раз на работе. Вместе с Надеждой Павловной мальчишки навели чистоту, а затем она приступила к обучению их кулинарным навыкам. До нынешнего времени они самые частые гости у нее в доме, и в будни, и в праздники.

То, что методы воспитания работали на славу, подтверждают письма из армии и студенческих общежитий, приглашения на свадьбы. Учительница жила всем этим: учебой, капустниками, поездками на экскурсии, дружбой с родителями своих воспитанников.

Сейчас Надежда Павловна на пенсии. Разводит экзотические комнатные растения, читает, возится на даче. И принимает в гости бывших учеников.

– А в чем, по-вашему, главный секрет хорошего учителя? – спрашиваю напоследок.

– В любви! Кто не любит детей, не должен работать в школе.