Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Студенческие годы

17 ноября студенческая братия отмечает свой праздник – День студента. «Кочегарка» поинтересовалась у горловчан, представителей разных профессий, чем именно запомнились студенческие годы, какие истории могут рассказать в газете.

Виталий ПОНОМАРЕНКО, технический директор ПАО «Концерн Стирол»:

– Думаю, все кто учился в вузе, особенно на стационаре, вспоминают студенческие годы как одни из лучших, – говорит Виталий Владимирович. – Принимаются первые самостоятельные решения в жизни, ты уже не школьник, уже не зависишь от родителей. Беззаботное и веселое время. Конечно, были трудности: мне выпало переломное время распада Советского Союза, когда не совсем все было стабильно. Я учился в Украинском государственном химико-технологическом университете, по специальности «переработка пластических масс». Вуз очень серьезный, особенно что касается подготовки химиков. Преподавательский состав кафедр органической и неорганической химии был сильным, кафедры хорошо оснащены. В лабораториях можно было ставить сложные опыты. Практику проходили в Шостке на заводе «Свема».

Что хочу пожелать современным студентам? Каждый должен выбрать свой путь. Кому-то по нраву юриспруденция, кому-то экономика, но сегодня в стране ощущается дефицит технических специалистов, инженеров. Прогресс не стоит на месте, сейчас актуальны нанотехнологии, за химией, можно сказать, будущее. Для мужчины это хороший выбор.

Михаил Чальцев, директор автодорожного института.

М.Н. Чальцев 17 ноября отмечает личный юбилей. Когда студенты спрашивают, как так совпало, что День студента выпал на день рождения, Михаил Николаевич отшучивается: «А это Кучма позвонил и поинтересовался, можно ли на мой день рождения учредить День студента».

М.Н. Чальцев поступал в Сталинский, а закончил в 1965 году Донецкий политехнический институт (специальность «горные машины»). Помимо основной специальности серьезно изучал философию. Жил на стипендию (29 рублей – обычная и 38 – повышенная), подрабатывал, разгружая вагоны, но никогда не в ущерб учебе, которая стояла у него на первом месте. Во время летних каникул работал лесогоном на шахте «Комсомолец», за полтора месяца удавалось заработать на ботинки, пальто, шляпу и галстук.

Помимо фундаментальных знаний (а преподавательский состав института был на высоком уровне) вуз дал основательное понимание многих вещей. На втором курсе пришлось сдавать физику, так только из-за оговорки получил «4», чем лишился повышенной стипендии. А на экзамене по теоретической механике преподаватель мог выставить только 4,7 балла. Но такой оценки в те времена не было, потому в конечном итоге сошлись на «отлично». Спустя годы этот преподаватель вспомнил своего студента (именно как «торговались» за оценку) и сильно помог Чальцеву в сложной жизненной ситуации. Вывод: неточное знание предмета – это не всегда плохо.

Оксана Масыкина, заместитель директора департамента финансов горсовета.

В 2005 году она окончила Донбасскую машиностроительную академию по специальности «экономика предприятия». Детские мечты учительствовать остались лишь несбывшимися грезами после пионервожатской деятельности в школе. А вот работать с финансами Оксане Владимировне нравится, потому жизненное направление считает осознанным.

– Теория зачастую отличается от практического применения знаний, – утверждает О.В. Масыкина. – Многое приходилось изучать самостоятельно. Повального использования интернет-ресурсов в качестве учебников в те годы еще не было, и это хорошо, потому что в библиотеке заниматься эффективнее. В нашей девичьей, в основном, группе все помогали друг другу, вместе искали учебники, вместе готовились к экзаменам и зачетам. До сих пор созваниваемся и встречаемся. Ну а конец сессии – всегда самый счастливый момент. Как диплом вручали в торжественной обстановке, тоже часто вспоминаю. Самое важное, что дал институт, – понимание основ экономики.

Лариса ХИХМАТУЛИНА, предприниматель.

Л.И. Хихматулина начинала свой трудовой путь в отделе труда коксохимического завода. В 24-летнем возрасте поступила на заочное отделение факультета «экономика труда» Донецкого госуниверситета. Пока с двухлетним сыном нянчились ее мама и муж, студентка корпела над трудами Ленина, составляя конспекты по истории КПСС. Для нее это был самый сложный предмет, а преподаватель все время призывал, цитируя Владимира Ильича, «учиться, учиться и еще раз учиться», сокрушаясь при этом, почему студенты не следуют этим наставлениям. В студенческие годы совершенно непонятно было, зачем изучается, к примеру, теория вероятности, да и вообще многое услышанное на лекциях не совпадало затем с практическим применением на работе.

– Диплом престижного вуза открывает двери, позволяет идти вперед, – утверждает Лариса Ивановна. – Когда коксохим стал распадаться, я ушла работать в налоговую службу, затем занялась предпринимательством. Безусловно, учеба в университете расширила кругозор, а полученные знания, как оказалось, пригодились спустя годы. Например, та самая «вероятность» понадобилась, когда вышел Налоговый кодекс, ведь многие его аспекты приходилось постигать самостоятельно. Ну а желание учиться и познавать новое сохранилось у меня до сих пор.

Ольга РОМАНЕЦ, врач-невропатолог больницы № 1.

Ольга Александровна окончила Донецкий медицинский университет им. Горького. Самыми интересными в студенческие годы считает занятия по анатомии: попробуй из множества косточек собрать, к примеру, руку. Выражение «От сессии до сессии живут студенты весело» к медикам, по ее мнению, неприменимо. Потому что в институте были колоссальные нагрузки, приходилось учиться до позднего вечера. Интернатура – вещь тоже достаточно ответственная и напряженная, в реальности далека от киношных «Интернов».

Самые веселые воспоминания – от общаги. Когда только поселились, к ним с подружкой пришли парни-старшекурсники под видом членов какого-то комитета и потребовали имена, адреса, телефоны. Оказалось, это был такой способ знакомства.

– А одно время я жила с очень экстравагантной соседкой, – вспоминает Ольга Александровна. – Она писала необычные стихи, играла на гитаре, в полночь любила гулять по берегу Кальмиуса. Была вся такая поэтическая, возвышенная. И стала романтическим …патологоанатомом.

Сергей Гаджиев, управляющий филиалом «Ц-Городское отделение ПАО «Проминвестбанк» в Горловке».

С.А. Гаджиев поступил в Донецкий госуниверситет после армии, в 1992 году, имея за плечами учебу в электрометаллургическом техникуме. На тот момент Сергей Александрович уже работал в главном региональном управлении Проминвестбанка в Донецке, потому учиться пошел на вечернее отделение учетно-финансового факультета по специальности «финансы и кредит». Он был единственным семейным студентом в группе, приходилось совмещать отцовские обязанности, работу и учебу. Спасали лишь молодость, энергия и стремление получить знания. Тем более Гаджиев знал, зачем пришел в университет.

– Мне было достаточно легко учиться, – вспоминает Сергей Александрович. – Я работал в отделе кредитования базовых отраслей промышленности и получался симбиоз – практические навыки подкреплялись теоретическими знаниями. Все, что узнавал на лекциях, тут же применял в работе, анализируя финансово-хозяйственную деятельность предприятий, считая баланс, просматривая перспективу погашения кредита и т.п. Полученный опыт послужил толчком к дальнейшему профессиональному росту: в 1998 году был направлен в Калининское отделение Проминвестбанка в Горловке, став на то время самым молодым управляющим. Накопленные знания стал применять уже в роли руководителя.