В прошлом году исполнилось 30 лет, как Г.И. РУБАНОВА пришла работать в художественный музей, и вот уже половину этого срока является его директором. Корреспондент «Кочегарки» встретился с Галиной Ивановной накануне ее личного юбилея, который она отмечает 10 апреля.
– Галина Ивановна, вы так долго работаете в окружении прекрасных картин. Вам самой никогда не хотелось что-нибудь написать?
– Нет, таких способностей у меня никогда не было. У каждого свой дар: у одного способности к синтезу, у другого – к анализу. И с профессией я долго не могла определиться, большую роль сыграли родители. Когда мы бывали в музеях, маме очень нравилась царившая в них атмосфера красоты и тишины…
– Вы до сих пор считаете, что музей – одно из самых спокойных и тихих мест на свете?
– Такое чувство, что работа наша тихая и незаметная, было только поначалу. С годами поняла, что это не так. На самом деле мы кипим, очень активно работаем, изучаем коллекцию, и часто результаты нас просто ошеломляют. С другой стороны, мы работаем и на положительный имидж нашего города: участвуем в конференциях, выставках. Вот, например, в декабре презентовали горловскую коллекцию работ известного художника Виктора Зарецкого на выставке в киевском музейном комплексе «Мистецький Арсенал». Знаете, у нас эти картины располагаются отдельно, но когда я увидела их в контексте всего его творчества, была поражена масштабами.
– А сколько вообще на сегодняшний день работ в собрании художественного музея?
– На 1 января 2012 года было 3053. Коллекция растет: когда я пришла в музей, их было чуть более 1500. Собирательская работа идет активно. Очень благоприятными для пополнения оказались 1990-е годы, когда у нас были деньги, а стоимость была невысока, и мы тогда купили работы хороших художников. Тогда же пополнилась коллекция икон. А сейчас главный источник пополнения – «налог» с экспонируемых художников. В том смысле, если проходит чья-то выставка, автор оставляет в подарок музею одну из своих работ.
– Но разве государство не должно выделять средства на пополнение коллекции, приобретение новых экспонатов?
– По идее, должно. Это вообще очень серьезная проблема, о которой сейчас много говорит музейное сообщество. Когда музей коммунальный, а фонды в государственной собственности, нас как бы должны финансировать с двух сторон. На деле поддерживает только город. Вообще такие музеи, как наш, это, образно выражаясь, бриллиант на руке у города. Как определить, в чем функция и польза украшения? Никто этого не знает. Однако нужны большие деньги, чтобы обеспечить бриллианту достойную оправу.
– Кроме вас, кто-нибудь понимает истинную ценность коллекции?
– В прошлом году по поводу одной из наших работ, «Портрет Веры Шевцовой» И. Репина, мне звонили из Лондона, с аукциона «Сотбис». У них на продажу была выставлена похожая работа. Потом я узнала, что их картина была продана более чем за 100 тыс. долларов. Так что надо отдать должное мужеству руководителей нашего города, которые во все времена содержали музей. Особенно важным является вклад горловчан, которые, с одной стороны, посещают музей, а с другой -– оказывают ему спонсорскую помощь. Спасибо В. Полякову, который помог оформить работы В.Зарецкого в рамы, чтобы достойно показать в «Арсенале». Благодаря помощи А. Девотченкова у нас появился прибор – влагонакопитель, который, кстати, имеется далеко не в каждом музее. Мы всегда рады спонсорам, которые финансируют издание альбомов и каталогов.
– Скажите, можно ли найти какое-то соотношение между личными качествами художника и его творчеством?
– Параллели проводить, наверно, не стоит: иногда бывает, что жизнь и творчество совершенно противоположны. Возьмем для примера Виктора Васильевича Дементьева. Замечательный мастер, но ведь по нему никогда не скажешь, что он пишет такие яркие картины! Хотя то, что происходит в его жизни, иногда объясняет написанное. В этом смысле интересно изучать факты биографии художника. Когда мы видим работу, оставляющую какие-то вопросы, всегда надо попробовать разобраться в том, что с человеком на тот момент происходило. Вот как, допустим, Петра Антыпа отделить от его работ? Его темперамент, особый взгляд на мир, политическая деятельность – все это находит отражение в его творчестве, которое направлено на развитие национального искусства. Он до сих пор каждую свою картину подписывает «Петр Антып из Горловки».
– Признайтесь, у вас никогда не появлялось желания суммировать все, что успели сделать за 30 лет?
– В последнее время все чаще посещает мысль собрать все свои работы и издать в виде отдельной книги. Ведь порой находишь какую-то публикацию двадцатилетней давности, начинаешь читать, и вдруг понимаешь, что сейчас она еще актуальней, чем в те годы. И это неудивительно: чем больше опыт, тем солиднее багаж накопленной информации, и все больше хочется поделиться своими знаниями с другими. Особенно в нашей работе, где результат, как я уже говорила, становится заметен лишь по прошествии времени.