Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Делу Кузьмы исполнился год

Сегодня — год, как в страшном ДТП на Днепропетровщине погиб талантливый певец, рок-музыкант, лидер группы «Скрябин» Андрей Кузьменко.

Напомним, ранним утром 2 февраля 2015-го «Тойота», где рядом с Кузьмой была арт-директор группы «Скрябин» Ольга Любченко, выехала из Кривого Рога в направлении Киева. В тот день Андрей улетал за границу и торопился в аэропорт, чтобы не опоздать на самолет.

Дорога была скользкой — несколько часов моросил дождь, и к утру она начала покрываться ледяной пленкой. Около 7:00 на затяжном повороте за селом Лозоватка Криворожского района джип на полном ходу столкнулся со встречным «газоном». Несмотря на сработавшие в «Тойоте» подушки безопасности, у Кузьмы не было шансов. Его спутница Ольга, водитель молоковоза Сергей Бардась и пассажирка Тамара Демиденко получили травмы.

Первыми к месту происшествия из Кривого Рога прибыли участники группы «Скрябин» — о случившемся им по мобильному сообщила Любченко. Музыканты ехали в Киев микроавтобусом. Они же вызывали скорую и гаишников, а те — спасателей. Пострадавших увезли в больницу…

Кроме версии о превышении Кузьмой скорости и потере им контроля управления транспортным средством на опасном участке дороги, рассматривались и другие: от технической неисправности и вождения в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения до преднамеренного убийства певца, известного резкими, критическими высказываниями.

Но автотехническая экспертиза показала, что узлы, механизмы как «Тойоты», так и молоковоза до происшествия были в исправном состоянии и не могли привести к ДТП. Судмедэкспертиза также дала отрицательный результат о наличии в крови обоих водителей следов алкоголя, наркотиков, психотропных веществ.

Что же касается версии о якобы неслучайной гибели Кузьмы — о ней заговорили после заявлений в соцсетях и СМИ очевидца. происшествия Он утверждал, что стал свидетелем того, как «Тойоту» на повороте будто бы подрезала, обогнав, черная «Хонда Аккорд», вследствие чего джип Кузьмы был вынужден прижаться к середине трассы и на полном ходу врезался в молоковоз, который (опять же, по словам свидетеля) стоял на обочине, а потом вдруг начал движение…

Эти показания противоречили данным следствия, свидетельствам допрошенных и опрошенных очевидцев. Не совпадало время ДТП, никто, кроме него, не видел черной «Хонды», как и человека, похожего на него и ехавшего за «Тойотой». Нестыковки заставляли усомниться в правдивости изложенного. Сам же свидетель, дав интервью нескольким СМИ, в том числе и российскому телеканалу НТВ, бесследно исчез. Следователь по телефону предлагал ему встретиться и побеседовать подробнее, но встреча так и не состоялась.

ГОД СПУСТЯ. Что нового вскрыло следствие? К каким пришло выводам? Какие расставило акценты?

На свой информационный запрос «Сегодня» получила ответ ГУ Нацполиции в Днепропетровской области. В документе указывается, что уголовное производство по факту ДТП, в котором погиб Андрей Кузьменко, было закрыто еще 31 августа.

В ходе расследования был установлен свидетель Ш., который двигался в том же направлении, что и Кузьменко. Этот Ш. находился потом на месте происшествия рядом с пассажиркой джипа до прибытия участников группы «Скрябин» и рассказал, что «препятствий движению «Тойоты» никто не создавал».

По поводу результатов экспертиз и причины смерти музыканта в ответе отмечается: претензий к техническому состоянию «Тойоты» и молоковоза нет. Тормозная система, рулевое управление до столкновения в обоих автомобилях были исправны. Это подтвердили судебно-автотехническая, дорожно-техническая, а также экспертиза техсостояния транспортных средств: «Обнаруженные у Кузьменко телесные повреждения возникли незадолго до смерти и являются характерными для водителя транспортного средства».

Поскольку мы так и не получили внятных, четких объяснений, кто же официально признан виновным в ДТП, по какой статье и какому пункту было прекращено уголовное производство (все наши попытки добиться конкретики не увенчались успехом), пришлось обращаться в МВД Украины. Руководитель Департамента коммуникации Артем Шевченко, в бытность журналистом не раз проводивший собственные расследования, заявил следующее:

— Следствием установлено, что к ДТП привело превышение скорости Андреем Кузьменко, который не справился с управлением «Тойотой» на скользкой дороге с затяжным поворотом. Вследствие чего и произошло столкновение с молоковозом. В результате сам Кузьма получил травмы, не совместимые с жизнью. Это подтверждено различными экспертизами.  Уголовное производство прекращено в связи со смертью Кузьменко. В процессуальном плане, то есть в порядке надзора, материалы в полном объеме проверялись органами прокуратуры, которые согласились с выводами следствия…

Артем считает бессмысленным искать какие-то нестыковки, теории заговоров, выдвигать новые версии, проводить аналогии с загадочной гибелью в ДТП, например, Вячеслава Чорновила, Валерия Малева, других деятелей.

— Андрей Кузьменко не был ни влиятельным политиком, ни крупным бизнесменом, который чисто гипотетически мог бы стать целью какой-либо подобной спецоперации, — говорит Шевченко. — То есть никакого мотива физически устранять певца попросту не было — он никому, никогда и ничем не мешал в этом смысле. Да, был известен популярными песнями, концертами, ведением многочисленных ТВ-шоу, эмоциональными высказываниями в интервью с некомплиментарным и порой презрительным отношением к власти как таковой. Но никакой связи с его трагической смертью это все не имело. Теории заговоров должны иметь хотя бы логику и мотив — в данном случае их нет как таковых…

Помнят о Кузьме и друзья.

— То, что с ним произошло, скорее всего, трагичное ДТП, — говорит певица Мария Бурмака. — Несколько раз проезжала, знаю, что, к сожалению, там постоянно случаются аварии. Родители Андрея тоже считают: это — несчастный случай. Дорога на том отрезке плохая, поворот плохой. И люди продолжают гибнуть…