Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

«Костюм» для Горловки

Горловка не блещет особой архитектурной красотой – застройка города велась с позиций целесообразности, экономичности, простоты. Оттого и такое количество типовых жилых домов и общественных зданий. Они, несомненно, функциональны, но далеко (а то и вовсе) не красивы. На кварталах «хрущевок» и «брежневок» лежит печать серийности, грубости и минимализма внешней отделки. И все же есть городские «изюминки», которые и гостям из столиц не стыдно показывать. Горловская архитектура стала темой беседы журналиста Дениса РАФАЛЬСКОГО со скульптором Петром АНТЫПОМ и директором МЧП «Майстерня С» архитектором Юрием СИНЬКОВСКИМ.

– Так ли необходимо промышленному городу отличаться чем-то особенным в архитектурном плане?

Антып: – Архитектура это «костюм» города. Первое впечатление получаешь, приехав в некий населенный пункт, – по его застройке. Мне очень нравятся здания «Артемугля» и бывшего «Донбассэнерго». Хорош «Пассаж», но только в довоенном виде. Каков был замысел архитектора, сейчас и не разберешь из-за многочисленных переделок и нынешних пристроек. Впрочем, админкорпус «Артемугля» при восстановлении в 1940-х был значительно перестроен. Изначально эти здания отличал конструктивизм, надо полагать, Харьковской школы. Кто бывал в Харькове, видел, сколько построено там в подобном стиле. Красота – очень сложное понятие. Увидеть красивое в простом – вот главное.

Синьковский: – Годы становления советской власти были очень интересные с точки зрения архитектуры. Однако после войны упомянутые сейчас здания были отстроены в сталинском классицизме. Проект восстанавливаемого ДК делали, похоже, в мастерской известного московского архитектора Ивана Жолтовского. От былого геометризма облика отказались в пользу деталей, характерных для расцвета советской империи. Со стороны шахты «Кочегарка» появился выносной вход в виде портика – крытой галереи с колоннами, прилегающей к зданию. Под крышей портика – скульптурная многофигурная композиция. Вынесенные по краям площадки несут ограждение с балясинами. Портик со стороны проспекта Ленина вышел поскромнее…

– В Горловке есть и жилые дома в духе сталинского «ампира». Когда-то индустриальное домостроение виделось именно таким, а совсем не безликим и аскетичным, к какому приучили «хрущевки»…

Синьковский: – Все пошло, как водится, из Москвы, где для партийной номенклатуры, директорского состава, профессуры строилось первоклассное по тем временам жилье. Люди работали на Систему и в качестве поощрения получали большую квадратуру и высокие потолки. Высота этажа классических «сталинок» составляет 3 метра: куда «хрущевкам» до них! Веяние московской благоустроенности у нас отразилось в районе площади Победы. Например, дома № 19 и 21 по ул. Пушкинской выделяются пилястрами. С капителями, обрамлениями окон, лепными вставками и другими архитектурными деталями, придающими зданиям несколько архаический вид. Дом № 30 по ул. Комсомольской помимо прочих декоративных украшений интересен сложной лепниной, включившей коммунистические символы – серп и молот. На первых этажах большинства домов были помещения обслуживающего характера – магазины, кафе. Много внимания уделялось благоустройству и озеленению придомовой территории. Несомненно, это были дни расцвета горловской архитектуры.    

Антып: – Период сталинского ампира в Горловке был очень мощный. Часть городского центра от ул. Первомайской до пл. Победы была решена стопроцентно грамотными архитекторами. Площадь у них получилась красивая, как автомобиль «Победа». В ее размахе чувствуется мощь, настроение. Посмотрите на построенные в 1950-е дома с их геральдикой и другими элементами рельефа. Все уникально просчитано. Каждая деталь на своем месте. Добавить нечего. А сейчас поверх всего этого наляпаны крылечки, вывески, витрины. Это то же самое, что к хорошему костюму пришить яркую латку. Однажды был у меня разговор с бизнесменами, захотевшими открыть офис в так называемом сталинском доме. Я им сказал, что не надо цеплять цветное стекло, пластик. Если есть у вас деньги, отреставрируйте фасад и поставьте красивую дубовую дверь. Это будет посильнее любого евроремонта.

– Площадь Победы сильно изменилась с советского времени…

Антып: – Этому сердцу Горловки нужно однозначно возвращать первоначальный облик, если мы хотим иметь красивый город. Должна начаться реставрация домов с лепниной. Говорите, дорогое это удовольствие? Так хороший костюм дешевым не бывает. Взять хотя бы одно-два здания и четко сделать их, вплоть до подсветки интересных архитектурных деталей. Мелитополь богаче, чем Горловка? Пять лет тому назад там все было в свете. В Запорожье привели в порядок бульвары, оборудовав дома иллюминацией. Да чего далеко ходить: Артемовск – пример для подражания. Сделайте нормальную реставрацию центра Горловки, и, я уверен, гости города будут поражены.

Можно переговорить с хозяевами киосков на площади Победы. Торговые точки смотрятся, как бельмо на глазу. А если в качестве компромисса предложить перенести всю коммерцию под землю, что уже сделано в Киеве, Москве, Париже? Подземный городок – это возможность даже расширить и разнообразить торговлю. И площадь станет прежней.

Вложения в городскую архитектуру не пустая трата средств. Показателен в этом плане пример Бердянска. Тамошние власти долго выбирали путь развития. Акцент был сделан на облике города, так что теперь люди туда едут не только ради моря. На местах правят не деньги или промышленность, но люди. Появится у руководителей желание сделать из Горловки «конфетку» – сделают.

Как сегодня застроен город, виноваты архитекторы. Они не отстояли город. Заказчик высказывает пожелание, а вписывает постройку или дизайн крыльца в архитектурный план уже специалист. Если бы архитекторы отказались проектировать позорные задумки на площади Победы, то сейчас все выглядело по-другому.

Синьковский: – Конечно, есть территории, которые не жалко очистить от существующих построек. В целом строительство и оформление офисов и магазинов – процесс контролируемый. Воплощаются проекты, согласованные в градостроительном совете. Важно, чтобы в строительстве соблюдались законы композиции и цветовое решение, не было безграмотных архитектурных сочетаний, вульгарных излишеств. Пусть приходит на улицы разнообразие, а исчезает советская безликость. В наше время не строятся роскошные дворцы культуры. Но современная архитектура приходит, например, через супермаркеты. Большие торговые центры дают городу чисто функциональные решения, очищая вокруг себя пространство и делая его цивилизованным через иллюминацию, мощение, транспортные стоянки, благоустройство.

На снимках (из архива редакции): здание ГП «Артемуголь»; площадь Победы; ДК «Кочегарка».