Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

О себе и о профессии

Мнения учителей из Горловки о выборе своей профессии.

ПОЧЕМУ Я СТАЛ УЧИТЕЛЕМ?

Ростислав Владимирович ЛОБАЧЕВ, школа № 14: – В школу я пришел работать совсем недавно, в этом учебном году. В пединституте иностранных языков учился в бюджетной группе, потому обязан отработать три года по специальности. Хотя изначально были иные планы, я музыкой серьезно занимаюсь, окончил эстрадно-джазовый отдел МШ №1, играю на электрогитаре. Мне повезло – вернулся работать в свою родную школу, где учился с 7 по 11 класс. И те учителя, для которых я раньше был Ростиком, теперь называют Ростиславом Владимировичем, уважительно относятся уже как к коллеге. Школа хорошая, в чем большая заслуга директора Л.В. Исакиевой.

К своей новой работе отношусь ответственно, мне нравится учить детей. Время покажет, может, учитель – это мое призвание. Сейчас занимаюсь с учениками, которые находятся на индивидуальном обучении, их у меня восемь. Веду у них, в том числе на дому, уроки украинского языка и литературы, английского языка. В «индивидуалке» есть свои плюсы и минусы. Большой плюс в том, что учитель все свое время посвящает одному учащемуся, а значит, может проверить качество полученных знаний, новый материал успеть объяснить с учетом личных качеств ребенка. К примеру, грамматику по английскому одному моему ученику удалось понять через… рисование, которым он увлекается. А «минус» в том, что эти дети лишены возможности общаться в коллективе, работать в команде. Поэтому стараюсь быть для них не только педагогом, но и товарищем, собеседником.

РЕЖИССЕР УРОКА

Татьяна Викторовна Быцко, школа № 53: – Учителей можно сравнить с режиссерами театра. Урок ведь идет «в прямом эфире», как спектакль на сцене, и его уже не переделаешь, не повторишь. Современных детей надо удивлять, показывать необычное. Наша задача дать понять школьнику, что учебник или учитель – не единственные источники информации. Поэтому постоянно учу ребят наблюдательности и умению делать собственные выводы. Биология, которую я преподаю уже 20 лет, помогает детям в жизни. Знать себя, окружающий мир – вот к чему мы стремимся. Классифицируем паразитов, так дети руки по три раза за перемену бегают мыть. Изучаем, какие растения ядовитые, а звери опасные – это тоже предупреждение. На уроках анатомии практикуемся в оказании первой помощи, а на генетике анализируем, почему дети похожи на родителей или от каких факторов зависит группа крови.

Самое трудное в нашей профессии – быть терпеливым, оставаться самим собой, при этом адаптируясь к каждому учащемуся. Нет места расслабленности и успокоенности, постоянно делаешь выводы по проведенному уроку, готовишься к новому. Но эти трудности как бы стираются при общении с детьми, когда открываешься им, становишься старшим товарищем. Ведь учителя – не только «урокодатели», но еще и воспитатели, пример для подражания, как бы старомодно это ни звучало. А еще важно «быть в теме», т.е. уметь обсудить с детьми волнующие их вопросы и не ворчать: мол, «а в наше время…».

ЛЮБЛЮ ПРЕПОДАВАТЬ ИСТОРИЮ

Николай Егорович ПЕРКОВ, школа №16: – История – предмет, интересный сам по себе; всегда есть возможность для сравнения, размышлений, анализа. С выражением «История ничему не учит» категорически не согласен – она не учит тех, кто не хочет делать необходимые выводы, учиться на ошибках других. Именно поэтому некоторые события повторяются. От учителя в преподавании истории очень многое зависит: даже скучно написанное в учебнике можно преподать так, что у детей глаза горят; и они бегут в библиотеку брать художественную литературу о том периоде. Еще в современных учебниках есть такая тенденция: одни факты замалчиваются, другие – слишком детально освещаются. А если события совсем недавние, на слуху и памяти, а в учебнике о них противоречивые сведения, и ты не разъяснил – дети сразу почувствуют фальшь, исчезнет доверие. Свою роль, как учителя, я вижу в первую очередь в том, чтобы не только ознакомить учеников с новым материалом, определенным периодом, но и научить вычленять главное, заставить думать, иметь свое мнение. Не принимаю красивых рефератов, «слизанных» из Интернета, – там я и сам прочесть могу. Пусть будет 20 предложений от руки, но – собственное мнение.

И вот когда обо мне помнят те, кто окончил школу несколько лет назад, тем более – десять и двадцать, когда они звонят, приходят, в гости приглашают, чтобы пообщаться, значит, я оставил след в их душе, их жизни. Мы делимся новостями о себе, обсуждаем ситуации, отводим душу – потому что у нас есть общая история наших жизней, и зародилась она в школе.