В последние годы достаточно часто в средствах массовой информации, на встречах различных уровней обсуждаются вопросы, связанные с защитой объектов интеллектуальной собственности. Поэтому, без сомнения, многим читателям газеты «Кочегарка» эта статья будет полезной.
Объектами права интеллектуальной собственности являются: литературные, художественные произведения, научные труды, исполнительская деятельность артистов, фонограммы, радиопередачи, изобретения, научные открытия, промышленные образцы, товарные знаки и др. Интеллектуальная собственность (ИС) – это право собственности на результат творческой деятельности человека, которое зарегистрировано в соответствии с установленными законодательными требованиями.
С учетом глобализации мировой экономики объекты ИС в Украине с каждым годом приобретают все большее значение. Для вхождения в Европейское экономическое пространство Украина, как и другие страны, должна обеспечить исполнение очень жестких требований, закрепленных официально в документах ЕС, в т.ч. и в сфере ИС. Ведь нематериальные активы, документированные корпоративные знания могут составлять (по данным ВТО) от 50 до 80 % стоимости самой компании.
Важнейшим рычагом продвижения объекта ИС, идентификации фирмы, товара (услуг) как на внутреннем, так и особенно на международном рынке является торговая марка. Покупатель предпочитает приобретать товар, выпускаемый под известной и зарекомендовавшей себя торговой маркой вместо дешевого и, возможно, некачественного товара неизвестного производителя. Бренд, логотип, торговый знак, торговая марка – все это синонимы. Любое обозначение или сочетание обозначений, с помощью которых можно отличить товары или услуги одного производителя от товара (услуг) другого, и представляют собой товарный знак. Такие обозначения бывают художественные, словесные или комбинированные (наличие и картинки, и слова), могут быть черно-белыми либо использоваться в цвете.
Правоустанавливающим документом на торговую марку является свидетельство о регистрации знака для товаров и услуг, выданное патентным ведомством (ГП «Украинский институт промышленной собственности» – Укрпатент). В Украине срок действия свидетельства составляет 10 лет со дня подачи заявки в Укрпатент и может быть продлен на следующие 10 лет по ходатайству владельца свидетельства. Количество продлений не ограничивается. В мировой практике известны знаки, которые действуют более 100 лет. При наличии свидетельства о регистрации знака в Украине можно получить его правовую охрану за рубежом. Регистрация таких заявок осуществляется в международном бюро интеллектуальной собственности.
Владелец свидетельства имеет право предоставить любому лицу разрешение, т.е. выдать лицензию на использование знака на основании лицензионного договора. Самое главное в лицензионном договоре – это качество товаров и услуг, изготовленных по данному договору. Оно должно быть не ниже качества товара (услуг) собственника свидетельства.
Может возникнуть вопрос: «А зачем мне вся эта бумажная волокита и материальная трата, если я использую свой знак и у меня все хорошо?». «Все хорошо» только потому, что: первое – вам не пришлось сталкиваться с фальсификатом вашего товара, а он, как правило, более низкого качества и выпускается под вашим «именем»; второе – вы, используя знак, уверены, что он «ваш», и не подозреваете, что можете нарушать права законного владельца «схожего до смешения» знака. Таким образом, есть риск стать участником возможных судебных разбирательств, арестованных счетов, требований исключить данный знак с вывесок, из рекламы. А еще – придется возместить нанесенный ущерб с конфискацией незаконно изготовленной продукции, материалов и оборудования, которые предназначены для изготовления контрафактной продукции.
Хочу заметить, что, регистрируя торговую марку и работая с ней законно, предприниматель обеспечивает своему предприятию более высокий доход, а в рамках интеграции экономики Украины во всемирную систему, имея международный правоустанавливающий документ на объект интеллектуальной собственности – знак для товаров и услуг, – смело можете выходить со своим товаром (услугами) за таможенные территории Украины, зная, что он: указывает на производителя, отличает ваш товар (услугу) от иных и ассоциируется с качеством. А это, согласитесь, для конкурентного европейца рынка значит немало.
Конечно, в столь ограниченной по объему статье невозможно рассказать о всех нюансах и деталях. Получить более подробную информацию и ответы на интересующие вопросы по данной теме можно на семинаре, который будет проведен 15 марта в Горловском отделении торгово-промышленной палаты (пр. Победы, 16), конт. тел. 52-15-54, 52-10-47.
Людмила СТЕПАНЕНКО, эксперт 1-й категории
Comments are closed.